В 2012 году в Екатеринбурге откроется сразу два новых европейских DIY-гипермаркета – «Сastorama» и «Leroy Merlin», а также открывает вторую «коробку» местный игрок «ДОМ».  Естественно, конкурентная борьба на рынке строительной розницы усилится.

В настоящий момент непонятно, как появление новичков отразится на представителях крупноформатной розницы (два OBI, три «СтройАрсенала», «Дом», ТК «КОР», ритейл-парк «ДОКЕР», строймаркет «MANE») и повлияет ли на мелкоформатную розницу. 
Свое мнение относительно перспектив рынка высказали участники строительной розницы.

Катастрофы не будет

Эксперты продемонстрировали вполне оптимистичное отношение к этой, казалось бы, острой ситуации. Более того, увидели в усилении конкуренции множество положительных сторон.

Ульяна Ильина, начальник отдела маркетинга УК «Оборонснабсбыт» (ритейл-парк «ДОКЕР»):

– Появление в уральской столице DIY-сетей международного уровня «Castorama» и «Leroy Merlin» скажется усилением конкуренции. Однако основная борьба будет разворачиваться между новыми и уже существующими гипермаркетами – «OBI», «СтройАрсенал», «ДОМ». Эффект новизны на этапе открытия гипермаркетов повлечет за собой покупательский отток, но затем новички просто займут свою нишу. Кардинально ситуация не изменится: емкость рынка вполне позволяет вместить новые гипермаркеты. «Новая кровь» будет только способствовать его развитию. Рост объемов строительства жилой и загородной недвижимости будет обеспечивать постоянный спрос на рынке строительного ритейла, поэтому все игроки получат свой «кусок пирога». 

Дмитрий Гринберг,  генеральный директор представительства «KERAMA MARAZZI» (производство и продажа керамогранита и керамической плитки):

– В Екатеринбурге не та ситуация, чтобы говорить о перенасыщении рынка. Я вижу примеры, когда в других городах, таких как Курск или Санкт-Петербург,  плотность строительных гипермаркетов значительно выше – и все прекрасно сосуществуют. Рынок постоянно меняется –  и это нормально, это правильно. Одни игроки приходят, другие уходят, доли на рынке перераспределяются. Сейчас, например, свою долю в рознице набирают интернет-магазины.

Геннадий Булгаков, директор компании «Найди» (изготовление корпусной мебели,  шкафов-купе, продажа комплектующих и фурнитуры для шкафов-купе):

– Абсолютно не вижу повода для волнения. Открытие новых гипермаркетов пройдет так же, как это было, когда пришла «IKEA». Попереживали и успокоились. Даже если какая-то часть клиентов уйдет, это не будет критично. Наши клиенты – это люди, которые заказывают индивидуальную мебель с установкой. Не каждый может самостоятельно собрать и установить шкаф-купе так, чтобы он вписался в геометрию помещения. Нашему покупателю не интересно самостоятельно выполнять ту работу, которую мы сделаем быстро и профессионально. Если же у клиента есть потребность в «полуфабрикате» – мы можем изготовить продукт под заказ, предложив соответствующие комплектующие. И цена может быть ниже, чем в строительных гипермаркетах.  В целом менять свою ценовую политику или проводить какие-то меры в связи с усилением конкуренции компания «Найди» не планирует. Возможно, на это есть смысл обратить внимание тем продавцам, которые торгуют готовой мебелью.

Александр Арутюнов, директор Европейского строймаркета «MANE»:

– Я считаю, что появление в Екатеринбурге гипермаркета «Castorama» никак не отразится на «MANE». Во-первых, он будет располагаться в северной части города – это в противоположной от нас стороне. Во-вторых, мы работаем в другом ценовом сегменте, и «Castorama» не является нашим прямым конкурентом. Сейчас строймаркет «MANE» сознательно переходит в формат «Дизайн-студия плюс DIY». Для сравнения, средний чек «MANE» составляет 6000-7000 руб., тогда как в DIY-гипермаркетах– 1200-1500 руб. Это значит, что мы работаем в более высоком ценовом сегменте и нашего покупателя изменения не коснутся. Опыт Челябинска, где уже открылся «Castorama», подтверждает, что нам нечего опасаться с этой стороны. Скорее всего, пострадает доля «OBI» и Торгового Комплекса «КОР».
Зато открытие «Leroy Merlin» может очень серьезно ударить по всем строительным магазинам и DIY-гипермаркетам. Объемы этой компании занимают первое место на рынке, что позволяет им держать низкие цены. И первое время спрос будет очень высокий. Но я думаю, что через некоторое время любопытство покупателей будет удовлетворено, и спустя год-два ситуация нормализуется.
Не очень пострадают от заграничной экспансии интернет-магазины и магазины класса «средний плюс» и «премиум». Для покупателя этого уровня важны не только ассортимент и цена, но и сервис.

Геннадий Качинский, директор сети журналов «BLIZKO Ремонт»:

– Глубина проникновения DIY-гипермаркетов в Европе – 1 гипермаркет на 60-70 тыс. чел. В нашей стране к подобным показателям приблизились лишь рынки Санкт-Петербурга (1 гипер на 80 тыс. населения) и Краснодара (1 гипер на 100 тыс.). В Екатеринбурге, с учетом вновь открывающихся «Сastorama» и «Leroy Merlin», этот показатель составит 1 DIY-гипермаркет на 122 тыс. человек (3 «СтройАрсенала», 2 «OBI», 1 «Докер», 1 «КОР», 2 «ДОМа», 1 «Castorama», 1 «Leroy Merlin»). Что, в общем, достаточно далеко от насыщения. Совершенно понятно, что два игрока «большой тройки», еще не зашедшие в Екатеринбург («OBI» присутствует на рынке Екатеринбурга с октября 2006 года), не могут себе позволить не выйти на один из самых активно развивающихся рынков страны за пределами столиц. Ситуация, когда на рынке строительных и отделочных материалов в городе-миллионнике есть все три игрока «большой тройки» («OBI», «Castorama», «Leroy Merlin»), становится стандартом. А будущее, о котором нас предупреждали эксперты, – реальностью. Мне кажется, игрокам в строительной рознице в других городах-миллионниках стоит призадуматься на тему «а как я смогу конкурировать с «Castorama»/«OBI»/«Leroy Merlin» одновременно?». Это вопрос ближайшего будущего, и рынки, которые сегодня имеют слабое наполнение DIY-гипермаркетами (например, Казань), скорее всего, ожидает мощнейшее вторжение сетевиков.

Улучшение сервиса

Именно сервис,  как главное преимущество в конкурентной борьбе с наступающими DIY-гипермаркетами, обозначили все эксперты без исключения. Обладая, по собственному мнению, высоким уровнем этой составляющей бизнеса и намереваясь развивать ее в дальнейшем, компании страхуют себя от потери покупателя. На потребителе усиление конкуренции скажется исключительно положительным образом.

Ульяна Ильина, начальник отдела маркетинга УК «Оборонснабсбыт» (ритейл-парк «ДОКЕР»):

– Результатом соперничества участников рынка станет максимально благоприятная среда для покупателей – снижение цен, повышение уровня сервиса, введение дополнительных услуг, и в целом на рынок придут новые международные стандарты работы с покупателем.
«ДОКЕР» работает в формате ритейл-парка – в отличие от гипермаркетов, в его состав входят специализированные магазины, которые предлагают покупателям не только широкий, но и глубокий ассортимент товаров, а также квалифицированные консультации профессионалов своего дела. Конкуренция – это здоровая экономическая среда, которая стимулирует к развитию и совершенствованию. «ДОКЕР» адаптируется к новым условиям рынка – вводит программы лояльности для покупателей, повышает качество услуг, тем самым усиливая собственную конкурентоспособность.     

Гринберг Дмитрий,  генеральный директор представительства «KERAMA MARAZZI» (производство и продажа керамогранита и керамической плитки):

– Появление новых магазинов может принести с собой только улучшение конкурентной среды.  Если говорить о «Leroy Merlin» и «Castorama» – то они являются клиентами «KERAMA MARAZZI» по всей России. И в Екатеринбурге тоже будет представлена наша продукция. Но это не значит, что клиенты фирменных магазинов уйдут туда. Покупатель сетевых гипермаркетов ориентируется на цену и на возможность найти все нужные товары в одном месте. «KERAMA MARAZZI» – это сеть фирменных магазинов, наш подход к клиенту принципиально отличается оформлением магазинов и сервисом. Мы даем подробную консультацию, выполняем дизайн-проекты, есть большой выбор материалов. Наши клиенты ценят именно это, и они в принципе никогда не уйдут в DIY-гипермаркеты. То же самое можно сказать и обо всех других небольших строительных магазинах – если они поддерживают достойный конкурентный уровень, то их клиент останется с ними.

Сергей Бендер, директор сети салонов дверей «Краснодеревщик»:

– Вхождение любой большой федеральной сети скажется на рынке. Скорее всего, «Castorama» и «Leroy Merlin» заберут какую-то часть доли у салонов, которые работают в сегменте «средний» и «средний плюс». Все зависит от того, какой сервис мы будем предоставлять нашим клиентам. Крупные сети просто продают товар, не оказывая никаких дополнительных услуг. Сервис – наше преимущество.

Многим знаком бренд «Краснодеревщик», он достаточно раскрученный. И покупатели понимают, что монобрендовый магазин ближе к производителю, чем тот же крупный гипермаркет. При возникновении каких-то проблем гораздо проще все решить с представителем производителя, чем с большой сетью. Собственно, это тоже имеет отношение к сервису. Именно поэтому продажа и  постгарантийное обслуживание дверей будет за такими  магазинами, как мой. Даже если бы мы всерьез опасались конкуренции, то мы бы не стали снижать цены. По той простой причине, что существует рекомендованный прайс поставщика, по которому торгуют во всем регионе.

Геннадий Качинский, директор сети журналов «BLIZKO Ремонт»:

– Совершенно ясно, что выход системных и технологичных игроков скажется на уровне бизнеса локальных DIY-ритейлеров в лучшую сторону. «BLIZKO Ремонт» выходит во многих городах России, и мы видим, что уровень технологичности, стратегичности игроков наиболее высок именно в тех городах, где самая высокая концентрация гипермаркетов в России – это Краснодар и Санкт-Петербург. В частности, в Краснодаре меня поразили несколько совершенно замечательных игроков, таких как «Обои Керамик Холл», «Savanna», дверимаркет «ДвериВелл» и многие другие. Совершенно понятно, чем они отличаются от гиперов и почему, несмотря на мощнейшую концентрацию гипермаркетов, тем не менее, привлекают и будут привлекать своих покупателей. Наличие системных технологичных игроков заставляет задуматься о стратегии бизнеса, о той ценности, которую ритейлер несет покупателю. Успешный опыт игроков Краснодара и Петербурга показывает, что вполне можно успешно работать на рынке, насыщенном гипермаркетами. В Екатеринбурге есть много компаний, которые уже сейчас имеют очень немалый запас прочности, внятную стратегию и высокую технологичность. Усиление конкуренции будет способствовать тому, чтобы таких компаний становилось больше. Думаю, что с этим не будет проблем – в этом городе многие игроки осознают ценность технологичности. Есть определенная школа, пласт специалистов, сформированный в том числе наличием мощного местного системного DIY-игрока «СуперСтрой-СтройАрсенал».

Финансовый кризис. Опасаться?

Еще один животрепещущий вопрос – это прогнозируемый финансовый кризис. Общее мнение по этому поводу выразил Сергей Бендер, директор сети салонов дверей «Краснодеревщик»:

– Что касается кризиса, о котором сейчас много говорят, то он действительно очень сильно проявляется в Европе. Я видел это сам во время своих поездок, и есть подтверждение от людей, которые проводят больше времени за границей. Будет ли он у нас – пока сложно сказать. Не хочется говорить о плохом, но быть готовым нужно, и стратегию бизнеса выстраивать так, чтобы учитывать возможные риски.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments