В Ульяновске уже более 10 лет работает сеть салонов цифровой техники под тем же товарным знаком, что и прекративший существование в 2009 г. федеральный сотовый ритейлер Dixis. При этом региональный оператор утверждает, что никак не связан с обанкротившимся "однофамильцем".
Более того, о существовании федеральной сети и ее закрытии в региональной компании Dars, развивающей ульяновский Dixis с 2000 г. (сейчас объединяет 43 салона), не знают. Представители Dars, с которыми удалось пообщаться Retailer.RU, были удивлены тем, что товарный знак (ТЗ) Dixis не оригинален. Ныне существующий Dixis зарегистрирован в Ульяновске на ИП Рябов А.И. и, по словам представителя Dars, не имеет отношения к федеральной сети, созданной в 1996 г. в Москве Андреем Шлыковым и Олегом Семечкиным.
Источник в Альфа-Банке, под контроль которого Dixis перешел за долги в 2008 г., рассказал, что в составе собственников ритейлера ульяновский Dars не значится. «Наши специалисты проверили информацию о деятельности данной региональной сети — это абсолютно сторонняя компания, которая использует название и торговый знак ранее очень известного ритейлера», — сообщил источник. Дополнительно что-то выяснять о Dixis в Ульяновске в Альфа-банке не намерены, добавил он.
Федеральная сеть салонов сотовой связи и цифровой электроники Dixis в начале ноября 2008 г. за долги перешла под контроль Альфа-банка. Ритейлер должен был банку около $30 млн. Получив 90% акций сети, Альфа-банк взял на себя обязательства по долгам Dixis, а на следующий год объявил о прекращении его работы. В ноябре 2009 г. общий долг ритейлера составлял порядка $240 млн. На момент закрытия сети Dixis владел около 1400 собственными и франчайзинговыми салонами.
Ульяновский Dixis открыл первый салон в 2000 г., и с тех пор расширился до 43 торговых точек. 3 августа 2011 г. ритейлер запустил новую торговую точку в Ульяновске на ул. Гончарова.
По мнению Александра Анфиногенова, консультатнта по брендингу, в словесном обозначении Dixis — неохраноспособно. «Полагаю, название сети связано с общеупотребительным обозначением округа в штате Флорида в США», — говорит эксперт.
Общеупотребительные слова представляют собой наиболее обычные и широко распространенные наименования предметов, явлений, качеств, действий, используемые в как в бытовой речи, так и в деловой, технической и проч. «Например, слово Coca — общеупотребительное, это растение, его нельзя зарегистрировать, и слово Cola нельзя, так как им обозначают орех. Зато можно зарегистрировать словосочетание Coca-Cola и его художественное написание», — поясняет Александр Анфиногенов.
Как сообщает Михаил Пустовалов, руководитель корпоративной практики юридической фирмы «Дювернуа Лигал», при ликвидации организации ее материальные или нематериальные активы, в том числе права на коммерческое использование товарного знака, переходят к акционерам компании или к кредиторам. То есть, скорее всего, права на использование бренда сейчас принадлежат структурам Альфа-банка, считает юрист.
«Срок использования товарного знака еще не истек, а это значит, что нынешние владельцы бренда могут предъявить претензии к ульяновским торговцам, – комментирует Михаил Пустовалов. — Незаконное использование чужого товарного знака предполагает не только гражданско-правовую, но и, в некоторых случаях даже уголовную ответственность. Впрочем, у ульяновских предпринимателей есть шанс доказать в суде, что нынешние владельцы бренда Dixis не используют его, и аннулировать таким образом регистрацию действующего товарного знака его нынешним владельцем».
Согласно ст. 1491 Гражданского кодекса РФ, исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет со дня подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Кроме того, срок может неоднократно продлеваться на различные сроки.