В начале девяностых в стране появляются первые доступные иномарки: для бандитов, коммерсантов и политиков — новые, для народа — подержанные из Японии и Европы. На пустом рынке столбят себе место самые ухватистые, среди них — Сергей Петров, буквально из ничего создающий сеть дилерских центров «Рольф».

В 1982-м военного лётчика Петрова увольняют из армии и исключают из КПСС за антисоветскую пропаганду и «участие в демократических кружках». С военной карьерой покончено — Петров идёт заниматься техникой в Мосинжстрой и параллельно учится на экономиста. К концу перестройки это сочетание приводит его в только что появившийся в Москве частный автопрокат: компания «Розек-Кар» сдаёт приличные автомобили в аренду иностранцам, шокированным русским автопромом. Не имея оборотных средств, Петров проворачивает остроумную схему: арендует машины у конкурентов за 60 долларов в день и возит на них клиентов по 6 долларов в час. Много не заработаешь — но появляется денежный поток, который можно пустить в дело.

К лету 1991-го у «Розека» всё хорошо: две сотни собственных приличных машин, солидная репутация, неплохие доходы. Но Петров готовится уйти — долгие месяцы они с компаньонами готовят поляну и переманивают людей в новый бизнес. В «светлое будущее» (как написано на листке с фамилиями кандидатов) берут не всех: Петров хорошо понимает, что такое советский работник — насмотрелся в Мосинжстрое — и отбирает в компанию исключительно людей «с новым духом». «Советская зараза, она, как вирус, переносится», — объяснит он позже журналистам. С новым духом в «Розеке» набирается человек 20 — все они становятся основой «Рольфа».

Компанию регистрируют за две недели до путча 1991-го, и уже в начале 1992-го «Рольф» получает жирное соглашение с Mitsubishi — становится дилером компании в России. По словам Петрова, он покоряет японцев честностью: прямо заявляет, что «Рольф» торговать автомобилями не умеет, за душой у них ничего нет, и просит научить вести бизнес. Звучит фантастически — как и то, что первую партию из сорока «Лансеров» «Рольф» получит в кредит под честное слово — но всё срабатывает.

Торговлю ведут через легендарный Национальный фонд спорта, контору, получившую гигантские льготы во внешней торговле. В таких условиях дело быстро идёт на лад: в 1992-м «Рольф» продаёт 109 Mitsubishi, в 1993-м — 566, а в 1994-м — уже 1022. На каждой ввезённой Pajero компания зарабатывает по $25 000 — а есть и другие: в России японцы продают 12 моделей, самое большое предложение на рынке японских авто. Помогает и расположение складов: машины везут из Европы за две недели вместо 4–5 месяцев у конкурентов.

«Рольф» ждёт долгая история. После кризиса 1998-го компания начнёт торговать в России более дешёвыми Hyundai — причём направление проспонсируют деньгами от продаж прямых конкурентов, Mitsubishi. Японцы смирятся: за 90-е Петров застолбит им в России умопомрачительную долю рынка в 10%. В 2000-х Петров отойдёт от управления компанией и плотно займётся политикой (депутат Госдумы с 2007 по 2015 год во фракции «Справедливая Россия»), будет критиковать власть, уедет в Австрию, а в самом конце 2010-х — получит громкое уголовное дело.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Этот текст – часть нашей книги «История российской торговли: 90-е». Прямо сейчас мы собираем деньги на издание: можно (и нужно) оформить предзаказ на книгу. В цифровом виде выйдет 1/5 книжного материала (примерно 36 заметок из почти 200). Если мы не соберем средства и не продадим тираж, то материал, к сожалению, «ляжет в стол» до лучших времен, а скорее всего – никогда не выйдет.

Оформить предзаказ книги.