В марте-апреле 2012 года в столице РТ состоится открытие обновленного ТЦ «Бульвар на Петербургской», известного сейчас как «Детский мир». Из 12,5 тыс. кв. м торговых площадей 15% вакантны. Участники рынка – эксперты «БИЗНЕС Online» – отмечают, что данный ТЦ давно нуждался в корректировке формата.
В октябре 2004 года ТАИФ и московская АФК «Система» заложили первый камень нового торгово-развлекательного комплекса «Детский мир». Открытие, которое изначально было намечено на август 2005 года, затянулось на два года и состоялось в ноябре 2007-го. Предполагалось, что партнеры будут на паритетных началах финансировать проект, стоимость которого оценивалась в $18 миллионов. Однако в начале 2006 года ТАИФ вышел из проекта, объяснив этот шаг тем, что для ТАИФа приоритетными являются другие направления бизнеса. «Система» выкупила долю бывшего партнера в проекте, и продолжила его реализацию самостоятельно.
С тех пор концепция ТЦ несколько раз подвергалась перезагрузке. Последняя состоялась в 2009 году, когда два этажа торговой площади здесь облюбовала немецкая сеть магазинов бытовой электроники «Media Markt». Она сменила съехавших из ТЦ магазин одежды «Модис» и сеть товаров для дома «Санта Хаус». С тех пор других крупных арендаторов не было – торговый центр не пользовался большой популярностью у горожан, чем и объясняется некая чехарда с арендаторами.
В последние месяцы состоялось открытие четырех новых магазинов, однако их бренды мало о чем говорят рядовому обывателю, – центр приютил магазин детской одежды «Play Today», книжный магазин «Лавочка детских книг», салон фототехники и фотоуслуг «Фотоплюс» и магазин бижутерии «Принцесса Бижутерия».
Площади торгового центра на Петербургской принадлежат ОАО «Галс-Девелопмент» — компании, которая была учреждена в 1994 году под названием «Система-Галс». В настоящее время эта компания, контрольный пакет акций которой принадлежит банку ВТБ, ведёт реконструкцию здания центрального московского «Детского мира» на Лубянке и гостинично-офисного комплекса «Пекин». Кроме этого «Галс-Девелопмент» управляет одним из самых масштабных строительных проектов Москвы — «Большим Сити» стоимостью около $100 млрд. Интересно, что в июне прошлого года президентское кресло этой девелоперской компании занял наш земляк 38-летний Сергей Калинин. Говорят, именно он принимал активное участие в продвижении торговых площадей в Казани крупным арендаторам и внимательно следил за ходом ребрендинга.
Теперь «Галс-Девелопмент» решился сменить концепцию для ТЦ. В конце декабря 2011года торговый центр был переименован в «Бульвар на Петербургской». Новый логотип сейчас уже размещен на фасаде здания, а бренд находится на стадии регистрации.
«За последнее время была проделана большая работа по оптимизации планировочных решений третьего и первого этажа», — рассказала газете «БИЗНЕС Online» управляющая ТЦ «Бульвар на Петербургской» Анна Кокорина.
По ее словам, на третьем этаже в конце января откроется фудкортная зона, на котором будут представлены три концепции — «Пельмешки да Вареники», «Viva La Pizza» и жареная курочка «SFC Express». К слову, появление последнего арендатора весьма интересно на фоне его конкурентной борьбы за столичный рынок с другим западным оператором – «KFS». Представители английской сети «Southern Fried Chicken» заявляют, что решающей точкой в этой борьбе станет их экспансия в регионы страны. Два других арендатора в зоне фастфуда «Бульвара на Петербургской» уже представлены на казанском рынке в других торговых центрах.
Зона общепита займет в общей сложности 250 кв. метров. Еще часть третьего этажа (а это порядка 425 кв.м.) отдадут на откуп московской сети развлекательных комплексов «Star Galaxy». Открытие, которое намечено на конец февраля, станет первой ласточкой для этой сети развлекательных центров за пределами Москвы. «Star Galaxy» в российской столице позиционирует себя как «мини-Диснейленд», в котором можно оставить ребенка на время шопинга. Таким образом, третий этаж будет иметь позиционирование, направленное на детскую аудиторию, – помимо «Детского мира», здесь уже функционирует три детских магазина. С открытием развлекательного комплекса и двух новых магазинов (один из них, скорее всего, будет зоомагазин) этаж будет полностью соответствовать запросам детской части покупателей.
На текущий момент в ТЦ открыты 70% арендаторов при доле подписанных помещений 85%. В августе прошлого года состоялось открытие выхода станции метро «Площадь Тукая» на цокольный этаж торгового центра и, по словам его представителей, и поток посетителей с тех пор заметно увеличился.
Называть стоимость аренды Кокорина не стала, сославшись на коммерческую тайну.
В конце февраля будет запущена рекламная кампания. Торжественное открытие запланировано на март-апрель.
Представители торгового центра «Бульвар на Петербургской» заявляют и об активной стадии переговоров по помещениям, которые планируется сдать в аренду на цокольном этаже. В качестве потенциальных арендаторов пока называется очередной магазин товаров для дома сети «Уютерра», магазины спортивных товаров «Атеми» и «Профиспорт».
«Нам необходимо присутствие на цокольном этаже якорных арендаторов, — объясняет Кокорина. – Именно на этом этаже в настоящее время сосредоточенно наибольшее количество вакантных площадей, и мы бы, конечно, хотели, чтобы по концепции там расположились крупные операторы спортивных товаров».
В обновленном торговом центре обещают открыть зону бесплатной сети Wi-Fi и учесть особенности Татарстана – для этого открыть магазин мусульманской одежды и мусульманское кафе. Не исключено, что в будущем «Бульвар на Петербургской» свяжут коридором с торговым комплексом «Кольцо» через «Гранд Отель Казань». «Эта перспектива нам нравится, и такой вопрос поднимается», — заверила Кокорина.
Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что торговый центр давно нуждался в реконцепции.
Роберт Хайруллин, генеральный директор управляющей компании «АС менеджмент» (ASG):
— Классическая модель торгового центра, которая присутствует в густонаселенных районах Казани, подразумевает концепцию с набором из продуктового оператора, бытовой техники в сочетании с галереями бутиков и развлекательный зоны — в виде фаст-фуда и кинотеатров. Практика показывает, что в центре города этот подход в полной мере неприменим. Исторический центр следует рассматривать как личное пространство: здесь пролегают маршруты туристов и отдыхающих горожан. В этом смысле то, что ТЦ «Детский мир» произвел смену концепции, – однозначно хорошо. Это сулит ему положительные перспективы, особенно, с учетом открытия улицы Тихомирного, которая станет серьезной альтернативой улице Павлюхина. После этого и улица Петербургская приобретет законченный вид центральной пешеходной улицы.
Поэтому перенастройку торгового центра с учетом меняющихся факторов считаем правильной. В свое время ИКЕА стала строить «магазин в магазине». Это ведет к повышению трафика, потребители идут по кругу. В Москве сейчас активно востребован формат торговых центров от 150 тысяч квадратов. Укрупнение ведет к синергетическому эффекту и становится мощным магнитом.
Мы, когда инвестировали в площади на Московской улице и Привокзальном участке, также учитывали с консультантами ближайшее окружение места — для привлечения и удержания туристического потока. Так, на Московской, 52, мы применили подход галереи: с улицы вы легко попадаете в любой бутик, из него в торговый центр, и «выныриваете» обратно.
Концепция торгового центра должна быть максимально приближена к его окружению, чтобы Казань могла на равных конкурировать с центром любого европейского города.
Максим Шабашов, управляющий ТЦ «Молл Парк Хаус»:
— Все мы понимаем, что смена концепции требует больших вложений. И чтобы оправдать затраченные силы и средства, эти перемены должны быть, в первую очередь, обращены лицом к покупателю. Чтобы не получилось, как при смене «милиции» на «полицию» — название поменяли, а суть все та же! Мало сменить вывеску, необходимо спрогнозировать последствия этих перемен и объяснить покупателям, что все нововведения приведут к улучшению качества обслуживания. Они должны почувствовать вслед за сменой названия нечто большее – изменения на качественном уровне!
Александр Сергеев, гендиректор ОАО «Александр ЛТД»:
— Хорошо, что меняют концепцию и привлекают новых арендаторов. Чем больше в одном месте сосредоточенно товаров и брендов, тем для покупателя лучше. Я думаю, что этот торговый центр будет вне конкуренции в центре Казани за счет ориентации на детей и молодежный сегмент покупателей. «Кольцо», которое расположено поблизости, на мой взгляд, ориентировано на более старшую возрастную группу с меньшей покупательской способностью. Смена концепции, по всей видимости, приведет к тому, что в Казани появится еще один мин- мега-молл. И он будет популярен, хотя бы потому, что в него можно попасть прямиком со станции метро. Кстати, если бы они сделали концептуальный переход через гостиницу «Гранд Отель Казань» в торговый комплекс «Кольцо» — это был бы еще один плюс в их пользу.
Справка:
Площадь торгового комплекса «Бульвар на Петербургской» — 21,5 тыс. кв. м; 12,5 тыс. кв. м из них – торговые. В настоящее время 85% торговых площадей заняты, 15% вакантны для арендаторов.