На фоне падения рынка бытовой техники и электроники, ретейлеры пытаются сохранить прибыль, расширяя ассортимент. Традиционные игроки этого рынка — "Техносила" и "Эльдорадо" — наряду с привычными товарами начали продавать подгузники, кукол, палатки, душевые кабины, диваны и шторы.
"Мы говорим о расширении профиля ассортимента, который будет способствовать увеличению круга клиентов и повышению лояльности наших постоянных покупателей, стараемся им предложить комплексное решение для дома или дачи, предоставить широчайший ассортимент товаров для комфортной и простой жизни" — рассказал Retailer.RU о причинах изменения товарной матрицы Сергей Зернов, коммерческий директор компании "Техносила".
Сейчас "Техносила" предлагает покупателям 1770 детских товаров, 1500 товаров для активного туризма (ретейлер планирует дальнейшее расширение ассортимента этих категорий в 3-4 раза), а также товары DIY сегмента (3200 SKU). Начав в июле продажи мебели с 600 SKU, ретейлер планирует расширить ассортимент до до 5000 наименований.
Полный ассортимент детских, спортивных товаров, а также мебель доступны на сайте ретейлера, в розничных магазинах представлены только некоторые выставочные образцы, в основном товары доставляются покупателям напрямую.
Продолжает анонсированное в марте 2015 г. расширение ассортимента и торговая сеть "Эльдорадо". Ассортимент сети пополнился, также как и в "Техносиле", товарами для детей и мам, товарами для дома, сада и ремонта. В настоящее время категория DIY, которая состоит в "Эльдорадо" из товаров для сада, ремонта и дома, представлена более 1800 SKU. Компания следует по пути мультикатегорийного ретейлера как онлайн, так и в розничных магазинах. Товары для детей представлены в 230 розничных магазинах в количестве 700 наименований и 3800 — в интернете-магазине. Забрать заказ можно в магазине или заказать доставку на дом. С сентября в 30 пилотных магазинах "Эльдорадо" начнет продавать текстиль для ванной, спальни и кухни.
Планируется, что к 2017 г. доля новых товаров должна составлять 16% в общей выручке ретейлера. Вице-президент по новым категориям "Эльдорадо" Михаил Никитин видит определенные преимущества ретейлера перед DIY и другими профильными сетями. "Эльдорадо" позволяет конкурировать выстроенная по всей России логистика торговой сети — три центральных склада и 25 площадок.
Одним их первых продавцов электроники, расширившим ассортимент непрофильными категориями, стал "Юлмарт". Начав еще в начале 2014 г. торговать необычными для себя товарами, к марту 2015 г. он продавал уже товары для детей, косметику, спорттовары, автотовары, и в июле дополнил матрицу ювелирными изделиями. Media Markt продает инструменты для ремонта и товары для сада, "Ситилинк" в прошлом году наряду с электроникой начал торговать офисной мебелью, электроинструментами, подгузниками, канцтоварами и конструкторами LEGO.
"Целью расширения ассортимента является укрепление финансового положения ретейлеров в период серьезного падения рынка. Значительную долю в ассортименте продавцов бытовой техники непрофильные товары вряд ли займут",- считает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов. По его мнению, большую конкуренцию профильным ретейлерам БтиЭ сети не составят, этот сегмент будет оставаться сотпутствующим товаром.Но крупные БтиЭ сети смогут конкурировать засчет большого трафика в своих магазинах.
Леонид Довладбегян, директор интернет-магазина "220 Вольт" положительно оценивает тенденцию продаж в "Эльдорадо" и "Техносиле" DIY товаров. "Мы видим в них не конкурентов, а новых участников рынка, которые помогут нам этот рынок развивать. У нас есть очень четко устоявшаяся клиентская база, мы в своей нише однозначные лидеры, и я не думаю, что кто-то может составить нам конкуренцию". По оценке топ-менеджера, доля рынка новых игроков составит не более нескольких процентов. "Я не думаю, что эти ритейлеры привлекут к себе аудиторию DIY-магазинов. Они будут работать с товаром, близким к бытовой технике. Это то, с чем они смогут работать с точки зрения своей логистики"- говорит Леонид Довладбегян,- я думаю, что их покупателями станут постоянные клиенты этих сетей, а расширение ассортимента больше направлено на увеличение LTV (пожизненной ценности клиента), увеличение среднего чека, но я не уверен, что им удастся этими действиями привлечь новых клиентов".
"Сейчас, безусловно, не самое просто время для ритейла и у каждого свой рецепт выхода из сложившейся ситуации. Мы знаем примеры продуктовых сетей, которые сокращали свой non-food ассортимент. Знаем пример DIY-компаний, которые, напротив, расширяли перечень товаров. На данном этапе, дать экспертную оценку крайне сложно, нужно время", — говорит представитель торговой сети "Максидом" Дарья Сергиенко и желает конкурентам успеха.
Справка
Компания "Эльдорадо" основана в 1994 г. В настоящее время принадлежит чешским группам PPF и EMMA Group. На начало июля под управлением компании работает около 600 магазинов в России. Выручка ритейлера за 2014 г., согласно отчету RETAILER RUSSIA TOP-200, составила 111,8 млрд руб. (без НДС).
БТиЭ-сеть "Техносила" основана в 1993 г. в Москве. Компания развивает более 100 магазинов в 60 городах страны, представлена в семи федеральных округах РФ, порядка 80% торговых точек "Техносилы" расположены за пределами Москвы и Московской области. Выручка ритейлера за 2014 г., согласно отчету RETAILER RUSSIA TOP-200, составила 23,22 млрд руб. (без НДС).