Представители общепита и розничные отделения банков являются основными арендаторами помещений стрит-ритейла в главных торговых коридорах столицы. Замыкают «тройку лидеров» операторы розничной торговли одеждой и обувью. Такие данные приводит консалтинговая компания RRG по итогам собственного исследования состава арендаторов самого дорогого сегмента коммерческой недвижимости.
Почти четверть – 24% — помещений занимают предприятия общепита различного профиля. Среди них примерно половина – это кафе, около 40% — рестораны, остальное занимает формат фаст-фуда. 12% помещений стрит- ритейла заняты отделениями банков, ориентированными на обслуживание физических лиц. Почти столько же – магазинами, предлагающими одежду и обувь. Далее – предприятия сферы услуг, а также различные магазины, в том числе продуктовые, салоны сотовой связи, ювелирные и магазины бытовой техники. Достойную долю занимают салоны красоты и парикмахерские (4%). Примечательно, что аптеки в этом рейтинге оказались за пределами первой десятки, составляя лишь 3,3% от всех арендаторов.Была определена сформированная структура спроса на помещения в основных торговых коридорах в пределах Садового Кольца, у центральных станций метрополитена, а также «торговых» участках основных магистралей – всего несколько десятков улиц. Суммарно было подсчитано более 4700 торговых помещений.
«Такие результаты вполне понятны. В рестораны или ювелирные магазины люди часто заходят спонтанно. Поэтому для них принципиально важны высокий трафик, большие витрины, хорошая видимость. — поясняет генеральный директор RRG Денис Колокольников. — В аптеку же покупатели чаще идут целенаправленно. Соответственно, владельцам аптек нет необходимости переплачивать за рекламную составляющую витрин или расположение на первой линии домов. Банки одновременно обеспечивают и удобство для целевого посетителя, и великолепную рекламную составляющую. Однако понятно, что основные торговые коридоры работают на «дневное» население центра, которое в 3-4 раза выше «ночного». Поэтому общепит, банки и другие услуги в первую очередь востребованы не «местными» жителями. В этом и есть мощнейший потенциал центра столицы».
При этом эксперты отмечают изменение состава арендаторов по мере удаления от центра, а также изменение структуры, связанное с особенностями отдельных торговых коридоров.
В центре и его престижных районах западной части, а также в начале основных магистралей (например, Комсомольского, Ленинского и Кутузовского проспекта) преобладают дорогие магазины и рестораны. На менее престижных восточном, юго-восточном, южном направлениях, как и в отдаленных районах, большую часть помещений занимают магазины одежды среднего сегмента, электроники и бытовой техники, мебельные магазины, а также рестораны, но пониже уровнем. При этом количество сетевых ритейлеров несколько ниже, чем в центре.
Отдельные центральные улицы, традиционно считающиеся «торговыми» (например, Столешников переулок) практически полностью «заняты» магазинами известных мировых брендов. В то же время на Садовом кольце на первой линии домов «первое место» занимают банки — здесь насчитывается более 140 помещений, что составляет почти 20% от всех объектов стрит-ритейла на этой улице.
Структура арендаторов топового стрит-ритейла: