Индекс потребительского доверия в России впервые упал ниже средней отметки по миру, составив составив лишь 75 пунктов, говорится в глобальном онлайн исследовании Nielsen.
Россияне планируют экономить в первую очередь на том, на что до недавнего времени усиленно тратили − развлечениях вне дома, а также покупке одежды, крупной бытовой техники. 44% сообщили, что перешли на более дешевые марки продуктов питания. Каждый третий экономит на телефонной связи.
Сбережения − впервые вошли в число самых популярных способов распорядиться свободными средствами. Но уже каждый четвертый предвкушает возвращение к прежним потребительским привычкам после улучшения ситуации.
Предыдущая волна глобального онлайн исследования Nielsen, которая прошла в разгар финансового кризиса в странах со зрелой экономикой, зафиксировала в России лишь незначительное (на два пункта по сравнению с маем 2008 г.) снижение индекса потребительского доверия.
Спустя всего лишь полгода разница в настроениях потребителей и в восприятии ими масштабов рецессии − колоссальная. От зашкаливающего оптимизма потребителей качнуло в другую крайность. Индекс потребительского доверия обрушился по сравнению с октябрем 2008 г. сразу на 29 пунктов, чего не наблюдалось ни в одной из стран за последние две волны исследования.
Негативные изменения в экономике так или иначе коснулись каждого потребителя. По данным исследования Nielsen, сегодня 92% россиян, считают, что страна переживает период рецессии (полгода назад таких было лишь 49%). При этом каждый третий (29%) из них считает, что Россия выберется из кризиса в следующие 12 месяцев. Интересно, что доля оптимистично настроенных реалистов изменилась по сравнению с сентябрем-октябрем 2008 г. незначительно. Тогда такого же мнения придерживались 31% из тех, кто считал, что в стране экономический спад.
Основная угроза благополучию потребителя − потеря работы. Это главный источник беспокойства для 23% опрошенных в России. А ухудшение положения многих компаний, как B2B, так B2С сектора, и продолжающиеся сокращения делают поиск новой работы весьма затруднительным. 84% считают, что перспективы на рынке трудоустройства у них сегодня плохие или не слишком хорошие. Полгода назад пессимистов было почти в два раза меньше − 44% опрошенных.
Рецессия заставила россиян произвести переоценку собственных «активов» и пересмотреть свое покупательское поведение. В октябре 2008 г. 60% говорили, что с личными финансами у них все хорошо, а 7% − что, просто отлично. Сегодня каждый второй (52%) российский потребитель оценивает свое финансовое состояние как плохое или не слишком хорошее.
В таких условиях не удивительно, что ближайшие ближайшие 12 месяцев оценивают как хорошее время для покупок того, что нужно или хочется иметь, лишь 27% опрошенных. См. рис. 1.
По данным исследования Nielsen, сегодня 44% опрошенных россиян сообщают, что перешли на покупку более дешевых продуктов питания, что в два раза больше, чем в октябре 2008 г. (20%). Экономить на телефонных звонках стал теперь каждый третий (33%) опрошенный, что в три раза больше, чем полгода назад. Зато лучших условий по кредитам, страховому и банковскому обслуживанию сегодня ищут не больше 10% респондентов, в октябре этими вопросами были озабочены 24% опрошенных.
Семь процентов участников онлайн исследования сообщили, что у них не остается свободных средств после основных расходов на проживание и оплаты коммунальных услуг, что ниже, чем в среднем по миру (13%). Но тенденция не внушает оптимизма: еще полгода назад на отсутствие свободных средств жаловались лишь 2% опрошенных в России.
Те, у кого остаются средства после основных расходов на проживание, по-прежнему предпочитают тратить на одежду, обустройство дома и технику. Только теперь тех, кто может себе это позволить, стало существенно меньше. Самый значительный отток потребителей произошел с октября 2008 г. по таким статьям расходов, как отпуск/праздники, одежда, технологические новинки.
Хотя 77% участников исследования в России уже сегодня планируют кое-что оставить из приобретенных в сложный период привычек, почти каждый четвертый предвкушает, как отпразднует улучшение своих финансовых возможностей после того, как ситуация исправится. 23% опрошенных говорят, что с удовольствием вернутся к прежнему уровню трат и не будут экономить так, как вынуждены делать это сегодня.
Похоже, меньше всего потребителям в России нравится экономить на одежде, отпуске, телефонной связи и продуктах питания. Если сегодня 44% сообщают, что перешли на более дешевые бренды продуктов питания и других товаров повседневного спроса, то сохранить эту привычку намерены лишь 14% опрошенных. На ежегодном отпуске, по данным на март 2009 г., экономят 32% опрошенных. После кризиса на этой статье планируют экономить 7% опрошенных. Если сегодня покупать меньше одежды стали 65% участников, то после кризиса готовы сохранить такую прагматичную привычку лишь 13% опрошенных.
В рамках исследовательского проекта ‘Russians Through Crisis’, инициированного Nielsen для мониторинга тенденций на потребительском рынке России в условиях непрерывных изменений в экономике, были проведены промежуточные замеры индекса потребительского доверия в России − в ноябре 2008 г., феврале 2009 г. Результаты этих замеров локального индекса включены в общий тренд за период 1 полугодие 2005 г. – 1 полугодие 2009 г. (См. рис. 2.)