К разработке устройства, которое Тимошенков назвал Bikedefend (от англ. bike — велосипед, defend — защищать), предпринимателя подтолкнула кража велосипеда в 2013 году. Воры перекусили стандартный тросик, которым велосипед был прикреплен на стоянке. Физик по образованию, Тимошенков решил сконструировать велосипедную сигнализацию.
Основа Bikedefend — небольшая, размером в две пятирублевые монеты, электронная плата, на которую крепится сим-карта, датчик движения и GPS/ГЛОНАСС-трекер. Плата прячется в металлический корпус, который крепится на раму велосипеда под флягодержатель. Датчик движения при любой попытке сдвинуть велосипед посылает смс владельцу. Если велосипед все-таки украли, найти его можно с помощью мобильного приложения — местонахождение будет отображаться на карте.
В 2013–2014 годах проект прошел через акселератор и бизнес-инкубатор при Томском университете радиоэлектроники. Весь 2014 году команда Bikedefend дорабатывала прототип. "Мы сказали себе "стоп" только тогда, когда нас взяли во ФРИИ и рекомендовали немедленно начать продажи", — признается Тимошенков. В июне 2015 года Bikedefend получил от Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) 1,4 млн руб. в обмен на семипроцентную долю в ООО "Оберег", через которое реализуется проект (остальные 93% принадлежат Тимошенкову). К этому времени на проект было потрачено 0,5 млн руб. собственных средств предпринимателя.
В июне Bikedefend начали производить по контракту на томском заводе "Экстех": стартап поставляет комплектующие, а на заводе осуществляется сборка устройства. Начались продажи через сайт — продан 61 гаджет. Сначала цена была чуть выше себестоимости — 3200 руб., сейчас предзаказ доступен по 4299 руб. За пользование устройством придется платить абонентскую плату — 100 руб. в месяц, чтобы компенсировать Bikedefend расходы на обслуживание сим-карт. К концу лета команда планирует продать устройств на 1 млн руб. (примерно 230 штук). Мобильное приложение Bikedefend, по словам Тимошенкова, должно появиться в AppStore и в GooglePlay в ближайший месяц.
Потенциальный рынок Тимошенков оценивает в 7,75 млн велосипедов — четверть всех имевшихся в России на конец 2012 года. "Мы ориентируемся на велосипеды стоимостью от 15 тыс. руб.", — говорит предприниматель. В течение пяти лет Тимошенков надеется выйти на продажи 500 тыс. штук в год. По оценкам агентства BusinesStat, в 2013 году в России было продано 4,3 млн велосипедов примерно на $3 млрд.
Тимошенков признает, что Bikedefend не уникально. Например, британская Integrated Trackers продает несколько гаджетов Spybike по £92,5 (около 8100 руб.), которые можно спрятать в фонарь или под сиденье велосипеда. Правда, судя по отзывам на сайте компании, большинство ее клиентов недовольны ненадежностью устройства, его высокой стоимостью и абонентской платой в £3–4 (порядка 260–350 руб.) в месяц. Немецкая компания ABUS утверждает, что владельцы велосипедов не готовы тратить на его защиту более 10% стоимости, а 52% украденных велосипедов в Великобритании стоили менее £200 (около 17,5 тыс. руб.).
Взгляд со стороны
"Меня смущает внешнее крепление"
Денис Ворошнин, владелец магазина велосипедов bikeseller.ru:
Мне очень симпатична идея проекта. В условиях, когда велосипеды согласно нашей статистике крадутся ежедневно, это оборудование крайне необходимо. Я даже хотел заказать нечто подобное в Китае, чтобы доработать, но понял, что этим надо будет заниматься вплотную, а здесь уже готовый продукт. Меня смущает внешнее крепление трекера. Несмотря на заверения разработчиков в надежном креплении, мне кажется, что его легко демонтировать. На официальном сайте стартапа недостаточно информации о том, как функционирует устройство (хочется увидеть видео), нет рекомендаций. Команде Bikedefend следует этот пробел восполнить. Я готов сам его продавать и пользоваться такой сигнализацией, но хочу быть уверен в ее безупречной работе. И последнее: ждать устройство по предзаказу придется почти месяц, мои клиенты точно к этому не готовы.
"Я бы не инвестировал, потому что цена высокая для РФ"
Дмитрий Смирнов, управляющий партнер FLint Capital:
Проект может привлечь своего инвестора, если у него сходится экономика и если они смогут быстро масштабировать продажи. Я бы не инвестировал, потому что конечная цена получается достаточно высокой для РФ и это разовые продажи. А в сегменте b2c очень важно, чтобы ты мог зарабатывать на нескольких покупках одного и того же клиента. Тогда стоимость его привлечения будет невысокой.
"Мы верим, что проект сможет претендовать на следующий раунд финансирования ФРИИ"
Сергей Негодяев, управляющий портфелем ФРИИ:
Мы верим, что команда проекта эффективно закончит программу акселерации и продемонстрирует существенный рост, что позволит им претендовать на следующий раунд финансирования со стороны ФРИИ или других инвесторов с отечественного рынка. Проект работает в перспективной для нас области "интернета вещей" и ориентирован на массовый рынок, а команда обладает серьезными технологическими и предпринимательскими компетенциями, что подтверждается предварительными заказами.
"Возможно, Bikedefend будет так же легко снять с велосипеда, как и установить"
Гульнара Биккулова, директор департамента инновационных рынков, член правления РВК:
Нам очень нравится динамизм команды Bikedefend — за последний год было уже несколько версий продукта, притом устройство достаточно хорошо воспринимается потребителем. Спрятать в автомобиле сигнализацию достаточно просто, но велосипед такой возможности, увы, не предоставляет. Пока предлагается стандартное место для крепления сигнализации, которая выпускается в унифицированном дизайне и закрепляется на самом видном месте с помощью отвертки. Возможно, Bikedefend будет так же легко снять с велосипеда, как и установить. Поэтому вопросов к перспективам проекта достаточно много. Могу предположить, что, как только велосигнализация станет достаточно распространенной, ее кража и разлочивание может стать национальной забавой. Хочется верить, что интерес со стороны потребителей и вера команды разработчиков в свой проект смогут преодолеть все возможные сомнения.