В России в отличие от Европы, где на каждом углу можно наткнуться то на сырную, то на фруктовую лавку, только начал зарождаться рынок узкоспециализированных продуктовых магазинчиков.
В Петербурге, где покупатели избалованы огромным количеством сетевых магазинов, появился спрос на специализированные продуктовые лавочки с индивидуальным подходом к каждому покупателю.
От картошки до руки Будды
Супруги Марина Станчиц и Евгений Голяк более 7 лет поставляют фрукты и овощи в крупнейшие продуктовые сети, среди которых "О`Кей", "Метро", "Лэнд", но столкнулись с тем, что в Петербурге нет магазинов, куда покупатель может прийти и в спокойной обстановке выбрать качественные овощи, фрукты. Так пришла идея открыть собственные небольшие магазины, в которых продавцы смогут каждого покупателя проконсультировать, рассказать про экзотические товары.
Крупные ретейлеры своих поставщиков от этой идеи отговаривали, утверждая, что при ограниченном количестве покупателей очень много скоропортящегося товара идет в утиль и бизнес будет убыточным. Однако сегодня у супругов открыто в Петербурге уже шесть "Фруктовых лавок", акцент сделан на свежих овощах, фруктах, ягодах. При разработке концепции супруги ориентировались на французские и итальянские лавки. Площадь одного магазина составляет 100–150 м2, ассортимент — 500 наименований. Во "Фруктовых лавках" кроме традиционной картошки и морковки можно купить такие экзотические фрукты, как черемойя, питахайя или рука Будды.
По словам Марины Станчиц, сумма чека в магазинах колеблется от 300 до 800 рублей, в рабочие дни магазин обслуживает до 300 покупателей, в выходные — свыше 400. При этом процент списания товара не превышает 4%. Основные покупатели — это люди с доходом выше среднего. "Нас уже знают в городе, покупатели приезжают из разных районов и просят открыться поближе к их дому", — рассказывают во "Фруктовой лавке".
Опыт Европы
"Сегмент специализированных лавочек только начинает развиваться", — говорит владелица сети магазинов "Гирлянда" (сеть делает акцент на молоке, мясе от фермеров) Алена Гилилова, которая тоже развивает сеть вместе с мужем. Предпринимательница связывает зарождение рынка с тем, что появился покупатель, у которого есть финансовая возможность платить больше за эксклюзивный товар, а во–вторых, у горожан стал появляться вкус к подобной продукции. "Люди путешествуют, смотрят, что происходит в развитых странах", — рассуждает Алена Гилилова, отмечая, что ее муж больше 20 лет прожил в Европе, где этот рынок давно находится на совершенно другом уровне.
Сегодня "Гирлянда" насчитывает три магазина, еще два находятся на стадии подготовки к открытию, до конца года откроются еще два –три объекта.
А вот интернет–магазин LavkaLavka (продукты от фермеров) в офлайн выходить не спешит.
"Это серьезный шаг, он требует выстроенной логистики и большого объема качественных продуктов, что сложно обеспечить", — говорит Василий Конашенок, руководитель проекта LavkaLavka в Петербурге.
В сегменте специализированных продуктовых магазинов в Петербурге работают такие сети, как "Оливия" (оливковые масла), "Пчелкин мед", в Гатчине активно развивается сеть "Как сыр в масле". Предприниматели уверены, что в ближайшие 5–7 лет число специализированных магазинов значительно вырастет.
Самая острая проблема, с которой сталкиваются сегодня бизнесмены, заключается не в логистике и поставщиках, а в подборе профессиональных кадров.