Вопреки тенденции сворачивания в Омской области крупных инвестиционных проектов "до стабилизации ситуации с курсом рубля", агропромышленная группа "Продо" намеревается вложить в модернизацию входящего в холдинг ОАО "Омский бекон" 13 млрд руб. До 2020 года предприятие рассчитывает увеличить свою долю на региональном рынке колбасных изделий с 38% до 50%. Конкуренты "Омского бекона" считают эти планы малореалистичными в нынешних условиях, а рынок колбасных изделий называют перенасыщенным.
Акционеры агропромышленного холдинга "Продо" приняли решение о масштабной модернизации ОАО "Омский бекон" к 2020 году стоимостью 13 млрд руб., сообщили вчера „Ъ" в компании. "Сегодня определена этапность реализации проекта, которая подразумевает проведение проектно-изыскательских и начало строительных работ в 2015 году. В результате ”Омский бекон” получит возможность не только увеличить производство свинины в 1,5 раза за ближайшие пять-шесть лет, но и снизить ее себестоимость на 25–30%. Причем ставка делается не столько на повышение поголовья, сколько на эффективность выращивания животных", — рассказал руководитель проекта по строительству свинокомплекса ОАО "Омский бекон" Александр Мартынов. Таким образом, за пять лет компания намерена увеличить долю присутствия на региональном рынке колбасных изделий с 38% до 50%. В "Омском беконе" также рассказали о планах модернизации животноводческого комплекса ООО "Лузинское молоко", однако подробности сообщить отказались. По данным облправительства, всего в планах "Продо" вложить в модернизацию входящих в холдинг омских производств 17 млрд руб.
ОАО "Омский бекон" входит в столичную группу "Продо". Согласно "СПАРК-Интерфакс", в 2012 году ОАО "Омский бекон" (Лузино) получило чистую прибыль в 194,18 млн руб., 2013 год завершило с убытком в 374,59 млн руб. ОАО "Омский бекон" (Калачинск), где перерабатывают лузинскую свинину, по итогам 2013 года получило чистую прибыль в 125 млн руб. В 2014 году, как писал „Ъ", для повышения рентабельности омских предприятий и сохранения рынков сбыта, руководство холдинга приняло решение о реструктуризации входящих в группу омских предприятий. На базе ОАО "Омский бекон" был создан одноименный холдинг, куда помимо крупнейшего производителя свинины в России вошли ОАО "Калачинский мясокомбинат", ООО "Лузинское молоко", ООО "Лузинское зерно", ОАО "Лузинский комбикормовый завод", транспортная и тепловая компании. Входящее в группу "Продо" ОАО "Птицефабрика Сибирская" осталось вне холдинга.
Областные власти о планах одного из крупнейших в регионе сельхозпроизводителей осведомлены. "Холдинг сообщил о намерении построить семь современных свиноводческих комплексов в Омском районе области, вложить порядка 2,6 млрд руб. в строительство новой птицефабрики в селе Богословка Омского района области, около 1 млрд руб. — животноводческого комплекса в Розовском либо Новоуральском сельских поселениях Омского района. Также — чуть менее 1 млрд руб. — в модернизацию комплекса ОАО ”Лузинский комбикормовый завод”", — сообщили „Ъ" в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Омской области. По расчетам чиновников, в ближайшие пять лет агропромышленный холдинг должен увеличить выпуск мяса курицы с 35 тыс. до 70 тыс. т в год, свинины в живом весе — с 47 тыс. до 72 тыс. т в год. Как писал „Ъ", в сентябре было подписано соглашение между руководством холдинга и правительством региона, согласно которому компании будут компенсированы процентная ставка рефинансирования по кредиту и часть затрат на строительство инфраструктуры.
Участники рынка сомневаются в реалистичности планов холдинга в условиях кризиса. "Деньги сейчас очень дорогие — банковские кредитные ставки возросли с 12% до 25%. Это может притормозить проект", — заявил глава ООО "Агрокомплекс ”Ударный”" Сергей Головачев. "Экономические условия для всех одинаковые — изменившаяся ситуация удлинила сроки реализации таких проектов. Намерения ”Продо” вызывают у меня сомнения", — согласился совладелец группы компаний "Руском" Темури Латария.
Председатель совета директоров ЗАО "Мясоперерабатывающий концерн ”Компур”" Димитрий Галаванов считает рынок колбасных изделий в регионе перенасыщенным. "Рынку некуда расти. Предпочтения населения постепенно переходят к мясу и полуфабрикатам. Поэтому если ”Омский бекон” планирует достичь 50% в Омском регионе, то речь идет, скорее, о перераспределении рынка, в частности, за счет долей конкурентов. Более перспективно увеличивать продажи в соседних регионах, в частности Новосибирске и Казахстане, где у ”Продо” есть представительства", — полагает господин Галаванов.
Эксперты отмечают, что инвестиции в новые свинокомплексы "Продо" может окупить и в текущих условиях в течение 7–8 лет. Вложения же в новую птицефабрику вернутся через 6–7 лет. "Риски проектов умеренные и связаны с отменой эмбарго или с сокращением господдержки. Учитывая озвученные планы по снижению себестоимости и субсидированию процентной ставки по кредитам для инвестиций в основной капитал, доля компании на соответствующих рынках будет расти достаточно быстро", — сказал аналитик инвестиционного холдинга "Финам" Тимур Нигматуллин.