Управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Башкирии обнаружило сговор в ценовой политике крупнейших игроков на региональном молочном рынке — ЗАО «Аллат» и ОАО «Вимм-Билль-Данн». В надзорном ведомстве считают, что с начала года молочные компании без объективных причин повышали цену на пастеризованное молоко жирностью 2,5% и 3,2%. Производители с претензиями УФАС не согласны и собираются обжаловать их в суде. Эксперты сомневаются, что решение антимонопольного ведомства окажет влияние на поведение крупных региональных игроков.

Управление ФАС по Башкирии установило факт согласованных действий в ценовой политике двух крупнейших игроков на молочном рынке региона — ЗАО «Аллат» и ОАО «Вимм-Билль-Данн». Как следует из опубликованного вчера на сайте ведомства решения, с января по август этого года компании то «синхронно», то «последовательно», с разницей от одного до пяти дней, повышали на рынке Уфы оптовые цены на пастеризованное молоко жирностью 2,5% и 3,2% со сроком хранения менее десяти дней. При этом, сочли в УФАС, действия игроков не могут быть объяснены объективными факторами, так как в этот период не было рыночных причин, способствавших «одновременному и последовательному» повышению и поддержанию на одном уровне цен на молоко.

В УФАСе сочли неубедительными то, как ответчики объяснили необходимость повышения цены на готовое молоко. Представитель «Аллата» сослался при этом на «неблагоприятные погодные условия» и необходимость компании провести «срочные работы по текущему ремонту зданий и сооружений». Также УФАС отверг довод представителя «Уфамолагропрома», который объяснил ценовую политику «негативной конъюнктурой» на рынке и «беспрецедентным» ростом на сырое молоко в России летом 2010 года. Ведомство констатировало, что темпы роста закупочных цен на сырое молоко (их себестоимость в цене готовой продукции составляет 41-90%) у фигурантов не находились в прямой зависимости от темпов роста оптовых цен на готовое молоко. Игроки закупают сырье «независимо друг от друга у разных поставщиков» и в разное время, при этом цена на сырое молоко в феврале — августе у поставщиков «Аллата» возросла на 6,8%, а у поставщиков «Уфамолагропрома» — снизилась на 6%, пояснили в УФАС. При этом «Аллат» поднял отпускные цены на готовое молоко упомянутых категорий на 9%, а «Уфамолагропром» — на 21%.

В антимонопольном ведомстве отметили, что повышение цен на готовую продукцию привело к «необоснованному росту прибыли» компаний. В каком размере, ведомство не сообщило, сославшись на коммерческую тайну фигурантов. В то же время, считают в УФАС, действия компаний привели к установлению «несправедливо высоких цен» на молочную продукцию для потребителей.

Компаниям выданы предписания о прекращении согласованных действий. В ближайшее время им будут выписаны штрафы в размере «от одной сотой до пятнадцати сотых размера суммы выручки от реализации товара».

Фигуранты с претензиями УФАС не согласились. Руководитель по внешним связям дирекции «Урал, Сибирь и Дальний Восток» «Вимм-Билль-Данна» Антон Калтыгин назвал подозрения УФАС о существовании ценового сговора с «Аллатом» необоснованными, но отметил, что решение об обжаловании претензий антимонопольного ведомства пока не принято. Заместитель гендиректора по правовым вопросам «Аллата» Венера Мусина считает, что решение УФАС вынесено «с грубыми нарушениями процессуальных, материальных норм и в отсутствии доказательной базы согласованности действий». Компания намерена обжаловать его в арбитражном суде.

В минсельхозе республики также сомневаются, что «две конкурирующие компании могли сплотиться» в вопросах ведения ценовой политики. По мнению начальника отдела развития продовольственных рынков и новых форм хозяйствования министерства Валерия Белова, рост цен на молочную продукцию в регионе связан в первую очередь с засушливым летом, в результате чего по сравнению с ноябрем 2009 года литр сырого молока в РБ подорожал с 12 до 17,5 руб. По прогнозам господина Белова, рост цен продлится и дальше, что скажется на стоимости готового продукта.

В мэрии Уфы не исключают, что «недобросовестные предприниматели» воспользовались последствиями засухи и «чрезмерно повысили цены». Замглавы администрации города Марат Галиуллин, курирующий потребительский рынок, заявил „Ъ“, что росту цен способствует политика «и оптовиков, и производителей».

Депутат госсобрания РБ Дмитрий Купцов, возглавляющий группу по мониторингу ситуации на продовольственном рынке, сомневается, что скромные штрафы заставят крупных производителей скорректировать ценовую политику. «Это просто напоминание карасю о том, что в озере есть щука. Штрафы должны быть в разы выше»,— считает он.

• ЗАО «Аллат» (торговые марки «Даренка», Fitness, «В клеточку») объединяет ОАО «Уфамолзавод», ОАО «Стерлитамакский молочный комбинат» и ОАО «Нефтекамский гормолзавод». По данным минсельхоза Башкирии, группа занимает 20% регионального рынка цельномолочной продукции.

• ОАО «Вимм-Билль-Данн» (торговые марки «Домик в деревне», «Веселый молочник») владеет в Башкирии ОАО «Уфамол-агропром» и ОАО «Туймазинский молзавод». Занимает 30% местного рынка молочной продукции.

• В сентябре 2009 года ФАС России разрешило «Вимм-Билль-Данну» приобрести 100% акций «Аллата». По данным УФАС, сделка еще не состоялась.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments