Минздрав России внес в правительство РФ проект федерального закона «Об охране здоровья населения от окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Как говорится в официальном сообщении ведомства, документ содержит меры, направленные на снижение потребления табака, в том числе запрет на курение в ряде общественных мест, а также устанавливает требования к упаковке и маркировке табачных изделий, предусматривает информирование населения о вреде потребления табака, а также запрет рекламы, спонсорства и стимулирования продаж сигарет.

Законопроект доработан в соответствии с поручением правительства РФ и согласован со всеми заинтересованными ведомствами. Рассмотрение документа в Белом доме намечено на 18 октября 2012 г. Ряд мер вступит в силу с момента принятия законопроекта, другие будут введены с 1 июля 2014 г. и с 1 января 2016 г.

Согласно 18 статье документа, во всех торговых точках площадью от 50 кв.м планируется ввести «закрытую» выкладку, то есть скрыть от глаз покупателя все пачки сигарет. Как именно будет организована продажа данного товара дальше, в законопроекте не описано. Известно лишь, что в торговом зале будет запрещена «выкладка и демонстрация табачной продукции», а прайс-лист продавец будет предоставлять по запросу покупателя. Если законопроект будет одобрен, то данные меры вступят в силу 1 июля 2014 г.

В магазинах до 50 кв. м (до 25 кв. м в сельской местности), согласно проекту закона, торговля сигаретами будет и вовсе запрещена. Вето накладывается на продажу табачных изделий на территории железнодорожных и автовокзалов, аэропортов, морских и речных портов, в вагонах поездов, а также через Интернет. Помимо этого, документ предлагает исключить курение в общественных местах, включая рестораны, бары, отели, аэропорты.

Мелкоформатные FMCG-ритейлеры, которым новый законопроект запрещает продажу табачных изделий, считают данный законопроект угрозой для существования малого бизнеса. «Алкоголь и сигареты — это то, за чем заходят покупатели в мои магазины, — рассказал Мехман Султанов, владелец четырех магазинов и участник программы «Школа торговли Метро». — Если я буду торговать только мясом и молочными продуктами, то я не «отобью» даже аренду. Несмотря на то, что сейчас ведутся антиалкогольные и антитабачные кампании, меньше пить и курить люди не стали. Я это вижу по продажам. К тому же, появится широкое поле для нелегальной торговли».

Специализированные табачные ритейлеры уже подготовились к грядущим ограничениям. Так, сеть Tabakpodarki несколько лет расширяет в ассортименте долю подарочных наборов, сувениров и пр. После вступления в силу нового закона, ритейлер продолжит продажу табака только в 10 магазинах, площадь которых превышает 50 кв. м, заккрыв при этом их выкладку. В остальных 36 точках будет продаваться лишь сувенирная продукция.

Пионером запрета на открытую выкладку табачных изделий выступила Исландия в 2001 г., мотивировав решение желанием снизить привлекательность сигарет для подростков. Сейчас подобные ограничения действует в 12 странах мира: Исландии, Канаде, Ирландии, Тайланде, Австралии, Боливии, Британских Виригинских островах, Маврикии, Косово, Норвегии, Финляндии, Великобритании (за исключением Шотландии).

Российские ритейлеры, опрошенные Retailer.RU, считают, что такие меры по введению закрытой выкладки не скажутся на уровне табакокурения, однако незначительно снизят выручку и увеличат время обслуживания покупателей.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments