Кризис дошел и до табачного рынка: в первом полугодии 2009 года, по оценкам «БАТ-Россия», его объем сократился на 3%. При том что россияне стали меньше курить, впервые за по­следние десять лет они сделали выбор в пользу более дешевых сигарет. Табачные компании, работающие в России, в полной мере почувствовали кризисные изменения. Так, компания «БАТ-Россия» вчера сообщила о сокращении производства сигарет в первой половине этого года на 6%. Ранее Philip Morris отчитался о снижении объема отгрузок в России во втором квартале этого года на 1,3%. По прогнозу табачников, тенденция сокращения производства сохранится на рынке до середины 2010 года.

В результате снижения потребления сигарет и сокращения объема табачного рынка компания «БАТ-Россия» в первом полугодии 2009 года снизила производство на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 40 млрд штук, сообщил управляющий директор «БАТ-Россия» Кингзли Уитон. В результате компания несколько снизила свою долю на российском табачном рынке: по итогам первых шести месяцев этого года она составила 20% в натуральном выражении (в первом полугодии 2008 года — 22%) и 23% — в стоимостном (24%).

Впервые за десять лет потребители стали переходить на дешевые марки сигарет, отметил г-н Уитон. В этом сегменте «БАТ-Россия» представлена марками Alliance (доля в сегменте — 10%), «Ява» (9,4%) и Viceroy (3,4%). Изменение предпочтений курильщиков заметили и другие компании. Так, Philip Morris на прошлой неделе сообщила о сокращении отгрузок в премиальном сегменте во втором квартале 2009 года на 12,3%. При этом выросли отгрузки в нижнеценовом сегменте: по маркам Bond Street и Optima — на 34,5 и 23% соответ­ственно. В целом снижение отгрузок Philip Morris во втором квартале составило 1,3%.

Впрочем, крупнейший производитель сигарет в России компания JTI пока не раскрывает данные за первое полугодие. Представитель российского офиса JTI Антон Срайкин осторожно кон­статирует, что «скорее можно говорить об оста­новке тенденции перехода потребителей на более дорогие марки, которая наблюдалась ранее». Заявлять о каких-либо устойчивых тенденциях пока преждевременно, добавляет он. При этом, по косвенным данным, JTI кризиса пока не почувствовала: согласно данным Nielsen, c января по июнь 2009 года доля рынка JTI в натуральном выражении выросла до 36,7%, в денежном выражении — до 34,5%.

Главный редактор медиагруппы «Русский табак» Максим Королев говорит, что кризисная тенденция роста продаж в дешевом сегменте сигарет проявилась отчетливо. Причем у отечественных производителей та же ситуация, что и у мировых лидеров, добавляет эксперт: «И у «Донского табака», и у «Нево» наблюдается рост продаж дешевых марок, а средние ценовые сегменты проваливаются». Из-за перехода потребителей на дешевые сигареты по всему рынку наблюдается снижение прибыльности. Впрочем, существенного влияния на финансовые показатели игроков это не окажет, считает г-н Королев: «У всех основных игроков рынка продуктовые портфели взвешены и ассортимент закрывает весь спектр ценовых сегментов. Так, есть вероятность, что у «БАТ-Россия» покажут хороший рост дешевые бренды — новая марка «Золотое руно» и обновленная «Ява золотая». Хотя в предыдущие годы доля «Явы золотой», наоборот, падала».

«Те же тенденции сохранятся и во второй половине 2009 года, рынок сократится на 3—5%, — прогнозирует г-н Уитон. — Мы сможем говорить о возврате к прежним темпам роста только во второй половине 2010 года». Напомним, в 2008 году в России было произведено 415 млрд сигарет.

В свою очередь Максим Королев полагает, что о сокращении рынка можно будет судить лишь по итогам всего 2009 года. «Пока рынок в натуральном выражении находится в пределах, которые установились в России с 2001 года, — объясняет эксперт. — Статистика предыдущих лет говорит о том, что рынок стабилен, лишь год от года колеблется объем производства от 400 млрд до 415 млрд штук в год».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments