Многим молодым сотрудникам совсем не нравится развивать «бренд работодателя»: 46% работающих по найму людей моложе 30 лет планируют открыть свое дело. Среди поколения 30-47-летних работников число потенциальных предпринимателей заметно уменьшается — до 29%, выяснили исследователи из Kelly serviсes.

Молодые люди, устраивающиеся сегодня на работу, очень часто хотят получить опыт и знания, чтобы потом использовать их при открытии своего дела, убеждена Наталья Курантова, директор по продажам Kelly services. Люди 25-29 лет — самая мобильная и нелояльная группа сотрудников: они избалованы вниманием рекрутеров, привыкли часто менять работу и поэтому легки на подъем. Они более самоуверенны, у них меньше комплексов, поэтому им легче начинать что-то новое, отмечает она.

Молодые люди в возрасте до 30 лет составляют примерно треть всех предпринимателей России (малых и средних), говорит Елена Бочерова, руководитель федеральной программы «Ты — предприниматель». Причем 25-30% из них начали заниматься бизнесом в последний год (по данным фонда «Общественное мнение»).
Пузырь лопнул

Желание делать что-то для себя и управлять ситуацией — одна из главных причин предпринимательской активности молодых. 29-летняя Маргарита Шарашидзе 12 лет работала на чужое дело. В последнее время — в крупных компаниях: была специалистом по обучению персонала в «Юнилевере» и банке «Райффайзен». Поначалу карьера ее устраивала и даже нравилась. «Но однажды я поняла, что не хочу трудиться на компанию, а хочу работать на себя», — рассказывает Маргарита. Мотивация изменилась: лопнул мыльный пузырь наемного карьеризма, захотелось делать что-то свое и ни от кого не зависеть. «Создать и развивать свой, а не чужой бренд», — уточняет она. Полтора года назад Шарашидзе ушла из крупной международной аудиторской компании, где руководила группой в отделе обучения. Сначала собиралась заняться знакомой темой развития персонала, потом туризмом. Но в конце концов решила открыть интернет-магазин профессиональной и экокосметики: «Однажды поехала за шампунем и пять часов простояла в пробке. Изучив рынок интернет-торговли косметикой, обнаружила: ассортимент там однообразный, мои любимые марки мало кто продает». Полгода назад заработал ее магазин Sanebastore, который сотрудничает с 20 дистрибуторами, появилась своя клиентура. «Сейчас я просыпаюсь рано утром с совершенно легким ощущением: не надо никуда бежать, бояться опоздать, 40 минут искать место для парковки, идти на совещание в восемь часов утра или постоянно что-то доказывать начальнику», — радуется Шарашидзе.
Параллельная карьера

Именно молодые люди 25-29 лет больше всего сил и средств вкладывают в саморазвитие, говорится в исследовании Kelly serviсes. И им бывает тесно в рамках компании. Александр Чулков, менеджер по маркетингу компании «Арпиком» (сети ресторанов «Гудман», «Филимонова и Янкель», «Мамина паста», «Колбасофф», «Ле Гато»), в последнее время начал активно заниматься интернет-маркетингом. Когда разобрался в теме, ему стало скучно работать в рамках одной компании — захотелось посотрудничать с другими брендами, признается Чулков. В начале 2009 г. в возрасте 22 лет вместе с 24-летним партнером он создал агентство «Фисташки», которое занимается продвижением брендов в социальных сетях. При этом из «Арпикома» Чулков не ушел — продолжает вести корпоративный блог, поддерживает аккаунт ресторанного холдинга в Facebook. По его словам, компания-работодатель лояльно отнеслась к тому, что он стал предпринимателем. При этом 90% времени у Александра теперь занимает собственное дело. Агентство практически не потребовало инвестиций, но уже приносит прибыль. А среди клиентов «Фисташек» — самые разные компании: от Microsoft до бара «Гадкий койот». Именно возможность получить разнообразный опыт, а вовсе не стремление быть хозяином бизнеса стала главной мотивацией для Чулкова: «Это пригодится в будущем, в рамках моего же агентства: у нас уже есть планы на пять лет вперед».
Здравствуй, оружие

Представители поколения Y больше значения придают балансу работы и личной жизни, замечает Курантова, а еще они чаще решаются превратить хобби в основную работу.

Александр Попов семь лет был менеджером по продажам: торговал моделями самолетов и автомобилей, сотовыми телефонами. На последнем месте работы занимался продажами электроинструментов и дорос до кресла исполнительного директора небольшой компании: «У меня был определенный круг обязанностей, все обыденно, неинтересно». При этом у Попова было необычное хобби — реставрация и восстановление оружия (гражданского), которому он посвящал выходные и вечера. Работал по дереву (реставрировал приклад, цевье — такая деятельность не требует лицензирования). А два года назад решил полностью переключиться на любимое дело. Снял помещение под мастерскую, а поскольку клиенты у него уже были, сообщил им, что вышел в свободное плавание и может брать больше заказов. «Теперь я сам выбираю клиентов, планирую время, делаю перерывы на несколько дней, чтобы съездить отдохнуть, — рассказывает Попов. — И если отдыхаю неделю, начинаю скучать по работе, не то что раньше: после отпуска совсем не хотелось идти в офис». При этом доходы у Александра заметно выросли: «Если в продажах я зарабатывал не больше 40 000 руб., то сейчас получается более 100 000 руб., если весь месяц активно работать».
Возраст рисков

У предприимчивости молодых есть еще и социально-демографическая причина. «Пока у меня нет семьи и ребенка, а родители не вышли на пенсию, я имею право рисковать и пробовать себя в бизнесе. Впереди еще два-три таких года», — рассуждает 23-летний Алексей Сальников, предприниматель из Липецка. Он успел поучаствовать в четырех стартапах. Стал совладельцем сети кофейных автоматов, компании по продажам дизельных электростанций, торговал шинами, а сейчас стал собственником компании, которая продает электронные сигареты (для тех, кто хочет бросить курить). По найму Сальников поработал всего один год в банке ВТБ: занимался привлечением новых клиентов. «Работая в крупной компании, со временем ты начинаешь чувствовать себя винтиком в системе, — объясняет он. — А когда научишься что-то делать, например переманивать клиентов у других банков, и работа встает на накатанные рельсы, профессиональный рост останавливается».

«Если бы у меня был ребенок, я вряд ли бы решила стать предпринимателем», — говорит Гоар Багдасарова. В 28 лет она уволилась с должности заместителя директора по маркетингу автомобильного холдинга Major и открыла свое BTL-агентство Fame Communication group. Оно существует уже три года, пережило кризис и организует промоакции и мероприятия для L’Оreal, BMW, Jaguar, Audi. Гоар пока готова рисковать и дальше — в придачу к BTL собирается заняться ритейлом: «Ведь когда еще пробовать, если не сейчас?».

Личный брендинг
У молодых людей моложе 29 лет (поколение Y) ярко выражено желание работать на развитие «личного бренда». В этом возрасте вкладывать собственные деньги в совершенствование своих навыков готовы 82% участников опроса Kelly services. Среди представителей поколения 30–47-летних таких добровольцев уже 78%. В 48–65 лет желание совершенствоваться за свои деньги выявлено у 65% участников опроса.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments