Трудоустройство — процесс непростой: всегда есть риск не только попасть в плохой коллектив, но и нарваться на мошенников. На Superjob.ru риск столкнуться с недобросовестными работодателями практически сведен к нулю, однако в поисках работы вы наверняка задействуете не только наш портал, но и другие ресурсы. Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, будьте предельно внимательными.
Как отличить порядочного работодателя от жулика? Об этом рассказывают специалисты Superjob.ru.
Шаг первый — читаем внимательно
"Работа в офисе 4 часа в день 3 раза в неделю. Зарплата 200 000 руб. Требования: возраст 18—80, образование не имеет значения" — подобные объявления должны настораживать любого соискателя. Не стоит тратить свое время и талант на не вполне легальный бизнес. Будьте уверены: если в объявлении о вакансии вам сулят золотые горы, то золото может превратиться в песок.
При поиске работы следуйте логике: чем выше обещанная в вакансии зарплата, тем более высокими должны быть требования к претендентам. Если сумма шестизначная, будьте готовы к многоэтапным собеседованиям и тестовым заданиям. Функционал, даже очень широкий, должен быть описан в вакансии четко и ясно, а не просто словами "офисная работа" или "требуется руководитель".
Шаг второй — составляем "досье"
Итак, вакансия выбрана. Прежде чем отправлять резюме или идти на собеседование, проведите экспресс-анализ информации о компании. Полюбопытствуйте, какой у компании сайт, какая информация на нем представлена, насколько свежие новости выложены, о чем они, что пишут в отзывах о работе бывшие сотрудники, — словом, составьте для себя мини-досье.
Впрочем, читая отзывы, не верьте всему, о чем рассказывают авторы. Нередко уволенные сотрудники используют интернет-форумы как средство мести компании, карьера в которой не сложилась. Отделяйте факты от эмоций: одно дело, если бывший работник пишет, что в фирме регулярно задерживали зарплату (это факт, хотя и нуждающийся в проверке), другое, если он просто дает бывшим коллегам нелицеприятные характеристики (это эмоции).
Изучив информацию, вы примете более обдуманное решение, стоит ли вам идти на собеседование. Так, несвежие новости на сайте могут свидетельствовать о стагнации в компании. Отсутствие страницы "контакты" и вовсе должно насторожить.
Шаг третий — звоним рекрутеру
Если вакансия "липовая", то вам едва ли удастся узнать что-то по телефону. Как правило, мошенники не хотят вдаваться в подробности, обещая рассказать все о будущей работе на собеседовании. Зачастую они не озвучивают даже название компании, убеждая, к примеру, что фирма новая и очень перспективная, а как раз сейчас идет набор сотрудников.
Обязательно спросите о трудовом договоре. Порядочные работодатели не уходят от своих обязанностей заключать нормальный трудовой контракт, а вот мошенники наверняка будут всячески избегать ответа.
Впрочем, в этом правиле есть и исключения. Нередко даже солидные компании предлагают оформить некоторые виды работ (проектные или разовые) по гражданско-правовому договору (договору подряда, авторского заказа и т.д.).
Шаг четвертый — кошелек на замок
Одно из основных правил при поиске работы — никому не платить. Как правило, кадровые агентства берут оплату не с соискателей, а с работодателей. Если же вы обращаетесь напрямую в компанию, платить тоже совершенно не за что — вы пришли сюда зарабатывать деньги, а не тратить.
За что могут попросить заплатить мошенники? Вариантов несколько — за обучение ("Вот обучим вас технике звонков клиентам, и сразу начнете зарабатывать"), за какие-либо материальные ценности, которые вам предоставят ("Нужно оставить залог за БАДы, которые вы будете предлагать") или за рабочие инструменты (например, базу данных клиентов).
Шаг пятый — собеседование
Наконец, как вычислить мошенника-работодателя на собеседовании? Оцените помещение, в котором работают сотрудники. Есть ли в нем компьютеры, другая офисная техника? Насколько обжитым оно выглядит? Если в офисе имеются только столы и телефоны, будьте настороже — не исключено, что перед вами компания-однодневка.
При этом офис успешной компании вовсе не обязательно должен находиться в центре города и поражать дизайнерскими изысками. Главное, чтобы вы видели, что в помещении работают люди, на их мониторах — тексты и таблицы, на стенах — планы и графики.
Если в приемной компании или в другом помещении, где встречают посетителей или соискателей, слишком много народу, оцените — кто эти люди и почему все они находятся здесь одновременно? Многочисленные кандидаты на вакантные позиции — не слишком ли их много применительно к масштабам фирмы? Недовольные клиенты, явившиеся, чтобы вернуть зря потраченные деньги? А может, просто студенты, ожидающие встречи с генеральным директором в рамках какого-нибудь "дня открытых дверей"?