Юки Нацуи и Александр Раевский познакомились ещё в университете благодаря своему интересу к японской культуре. Юки вместе с семьёй до 12 лет жил в Японии, а Александр изучал японский язык в ИСАА. Каждый из них мечтал начать бизнес, связанный с экспортом японских товаров. Юки пробовал воплотить различные идеи в жизнь: в середине 2000-х у него был небольшой интернет-магазин, а затем точка на "Горбушке" с аниме-дисками и мангой. Потом друзья решили работать вместе: они открыли первый в России магазин с аниме-товарами и другими интересными предметами из Японии. По задумке друзей, Tokyo Boom должен полностью походить на магазинчик в токийском квартале Акихабара и стать Меккой для любителей японской поп-культуры в Москве. Они собираются отбить инвестиции через полтора года.
Юки Нацуи и Александр Раевский, создатели магазина с японскими товарами Tokyo Boom:
Как всё началось
Мы оба часто бываем в Японии и всегда замечали, как много там всего интересного. Идей о том, что можно привозить, было много. Однажды Юки предложил открыть полноценный магазин с аутентичными японскими товарами — взять некий срез японской культуры и перевезти его сюда, никак не меняя. Сначала планировали сконцентрироваться на вещах, связанных с аниме-культурой, но затем решили себя не ограничивать — пусть там будет всё, что связано с японскими развлечениями, забавными и сумасшедшими штуками. Поехали для вдохновения в Японию, прошлись там по магазинам, выделили интересные нам вещи и стали искать компании-производители.
Их было очень много, они были разбросаны по стране, у каждого мы хотели заказать совсем небольшую партию товаров. Чтобы работать с ними, мы связались со знакомой нам японской компанией, которая давно занимается экспортом товаров в Россию. С этой компанией Юки был знаком уже десять лет, поэтому они нам доверяли. Они взяли на себя всё, что нужно было сделать на территории Японии: собрать товар от разных производителей в одной точке, проверить наличие всех необходимых разрешений и лицензий, оформить товар на таможне и, наконец, отправить контейнер во Владивосток. Начиная работать с Японией, обязательно нужно иметь такого местного партнёра.
Ассортимент
Идея забить целый контейнер аниме-фигурками, игрушками и мангами общей стоимостью 1,5 миллиона рублей (деньги взяли из собственных сбережений) была, конечно, сумасшедшей. До нас так никто никогда не делал — все возили такие товары поштучно. Для японской таможни это была настоящая головная боль, так как каждая вещь у нас была в одном экземпляре. Мы точно не знали, что именно понравится покупателям, и решили в первой партии набрать как можно больше всего разного. Никто не купит у тебя 20 одинаковых раритетных фигурок — возить по одному экземпляру каждой вещи надёжнее. Среди всего прочего у нас была маска японского премьер-министра, костюм редьки и фигурки для холодильников, которые здороваются с вами, когда вы открываете дверцу. Это всё товары с очень сложной спецификацией.
Полки типичного магазинчика в Акихабаре ломятся от товаров, и нам хотелось того же: создать в магазине атмосферу изобилия, избыточности, лёгкого безумия. Главный акцент мы сделали на аниме-фигурках, и это до сих пор первое, что бросается в глаза, когда вы входите в магазин. Их много, они красивые и дорогие. Но для того, чтобы решиться на такую покупку, нужно время. Фигурки привлекают внимание, а покупают всё-таки в основном вещи менее дорогие. Невероятный спрос на мягкие игрушки и сборных роботов. Очень популярны нэкомими — ушки, которые реагируют на мозговые импульсы: опускаются, когда вам грустно, поднимаются, когда весело.
На удивление часто покупают мангу и графические альбомы на японском. Изначально мы не делали на них ставку, потому что всё-таки в России мало кто владеет японским. Мы заказали их просто потому, что без манги японский магазинчик немыслим. А их — раз, и начали покупать. Сейчас наша задача — быть гибкими, быстро реагировать на то, что популярно, и заказывать новые партии.
Клиенты
Наша основная аудитория — это отаку, фанаты аниме, которые составляют главный костяк любителей японской культуры в России. 80 % начинающих учить японский делают это из-за любви к аниме. Что особенно хорошо для бизнеса, ведь это очень материальная культура. Они не просто смотрят аниме, но и носят одежду любимых персонажей, покупают сопутствующие брендированные товары, вещи, связанные с любимыми персонажами. При этом нужно понимать, что это не детская культура. Хотя к нам и приходят девочки 12 лет, взрослых посетителей не меньше. Те, у кого есть деньги, могут позволить себе покупать коллекционные фигурки за 6 тысяч рублей, а школьницы покупают более доступные вещи: маленькие фигурки, брелоки, ручки, украшения, чашки, палочки для еды. У нас есть товары и по 50 рублей, и по 11 тысяч рублей. Каждый день к нам приходят от 30 до 50 человек, средний чек — тысяча рублей.
Преимущества офлайна
Для нас было принципиально открыть именно реальный, а не онлайн-магазин. Мы делаем ставку на аутентичность и качество наших товаров, поэтому нам выгодно, чтобы люди могли прийти, посмотреть, подержать в руках эти вещи. В интернете очень сложно понять, в чём разница между китайскими подделками и оригинальными японскими игрушками. С виду они похожи, но если приглядеться, японские вещи тоньше и аккуратнее. Они по-настоящему красивые. В середине 2000-х на российский рынок хлынул поток дешёвых китайских фигурок, и нам кажется, что их время наконец прошло — люди стали придавать большее значение качеству.
Наши конкуренты — онлайн-магазины с китайскими аналогами. Им мы противопоставляем место, где ты можешь почувствовать себя настоящим отаку — ходить между полок, выбирать, как японец. Конечно, у нас дороже, но не слишком. У нас дороже потому, что сами японские товары стоят больше, к тому же мы должны платить за аренду. Если в Японии цена робота — порядка 700 рублей, у нас он будет стоить тысячу.
Когда мы открывали магазин, то договорились, что первые полгода не станем нанимать продавцов, будем работать сами, чтобы пообщаться с нашими покупателями, понять, как работает магазин изнутри. Помещение мы арендовали в ТЦ "Кожевники" на "Павелецкой". В месяц аренда стоит 50 тысяч рублей. Это недорого. К тому же рядом кольцевая линия, вокзал, люди гуляют и часто заходят случайно.
Продвижение
У нас очень понятная аудитория, и мы знаем, где её найти. Самое важное — присутствовать на всех тематических мероприятиях. Спустя две недели после открытия магазина мы попали на J-Fest — фестиваль японской современной культуры — и сразу же прославились. Мы появляемся на всех косплей-фестивалях, встречах любителей аниме, гандамов. Естественно, ведём группу "ВКонтакте", устраиваем конкурсы с перепостами и распродажи. Сейчас у нас в сообществе более двух тысяч человек.
Планы
До недавнего времени мы интернет-магазином почти не занимались. Однако заказов из других городов приходит всё больше, поэтому планируем обновить его, сделать более удобным и красивым. В самом магазине на "Павелецкой" нам стало не хватать места, сейчас у нас всего 26 квадратов — некуда ставить новые товары, а мы хотим увеличивать ассортимент. Так что в ближайшее время будем расширяться. Также в планах — сотрудничество с новыми японскими компаниями. Мы хотим, чтобы японцы начали воспринимать наш магазин как главное место, где они могут продавать свои товары в Москве. Переговоры уже ведутся.
Как вести бизнес с японцами
Чтобы вы Начали сотрудничество с японской компанией, вас должен лично порекомендовать человек, которого они знают. Бизнес японцы ведут только с теми людьми, которым могут доверять.
Не стоит торопиться во время переговоров. Процесс принятия решения в японской компании очень долгий. Японцы сначала много раз переспросят, уточнят детали и лишь потом согласятся.
Лучше всего Иметь в Компании человека, владеющего японским языком. Английским для бизнес-общения японцы пользуются, но пока с большой неохотой.
Самое сложное — договориться о сотрудничестве, но затем вы никогда об этом не пожалеете. Японцы работают быстро, эффективно и всегда выполняют обещанное в срок. Однако и от вас будут ждать того же.
У японцев принято очень быстро отвечать на письма, поэтому никогда не затягивайте с ответами. Не написать ответ вовсе — настоящий нонсенс для японской бизнес-этики.
В бизнес-общении с японцами очень много деталей, обязательно подготовьтесь, узнайте правила приличий. Например, помните, что визитку всегда следует подавать двумя руками, а во время разговора нельзя смотреть собеседнику в глаза.