По итогам прошлого года стрит-ритейл зарекомендовал себя как наиболее ликвидный сегмент коммерческой недвижимости. Отрасль готова развиваться и дальше, но в Перми для этого просто нет места.

Street retail – востребованный формат торговых площадей, признанный во всем мире и активно развивающийся в России, считают эксперты. "По итогам прошлого года стрит-ритейл зарекомендовал себя как наиболее ликвидный сегмент коммерческой недвижимости. "Цены на такие помещения в Перми очень высоки. Так, в центре города цена предложения доходит до 300 тыс. рублей за 1 квадратный метр. Причем, за последние два года стоимость ликвидных помещений выросла на 20-30%. В первую очередь цена обусловлена дефицитом площадей", – отмечает генеральный директор компании "ТАЛАН" Константин Макаров.

Центральный и спальный

По мнению Игоря Голубева, заместителя генерального директора по коммерческой недвижимости компании PAN City Group, такой формат, как стрит-ритейл, в Перми развит слабо. Аналогичную точку зрения высказывает и Константин Копытов, директор УК "Столица-Пермь". "Стрит-ритейл подразумевает наличие хорошей, работающей городской улицы. Поэтому такой формат будет развиваться ровно тогда, когда появятся новые улицы с пешеходным и автомобильным трафиком, с достаточным уровнем парковочных зон", – рассказывает Константин Копытов.

По мнению экспертов, на сегодняшний день в Перми можно выделить два основных коридора стрит-ритейла – это Комсомольский проспект и улица Ленина. Помимо центральной части города "уличная торговля" развивается и в спальных районах города. Эксперты выделяют торговые коридоры районного значения – ул. Мира в Индустриальном районе, ул. Юрша – на Садовом, ул. Маршала Рыбалко – в Закамске.


Один к двум

По данным исследований компании "МАГАЗИН МАГАЗИНОВ", активнее всего сегмент street retail развивался в городах с минимальным приростом качественных площадей, в среднем по России соотношение количества магазинов, открытых в таком формате и запущенных в торговых центрах, составляет 1:4. В Перми этот показатель значительно отличается – 1:2. "Если сравнивать статистику распределения магазинов международных брендов между уличными помещениями и точками в составе ТЦ в России (1:4) и в Перми (1:2), то складывается впечатление о высоком интересе ритейлеров к торговым улицам в Перми. Но это не так, в городе пока все интересные уличные концепции равномерно распределены в центральной части. Диспропорция возникает за счет отсутствия хорошего предложения со стороны девелоперов торговых центров", – отмечает Андрей Васюткин, руководитель отдела исследований компании "МАГАЗИН МАГАЗИНОВ".

Отметим: по статистике, в последние два года магазины международного уровня в формате стрит-ритейл в Перми не открывались, а напротив, закрывались. "Знаковые бренды открывались в ТРЦ "Семья" – Zara, Bershka, Stradivarius, Tommy Hilfiger, Swarovski и др., а оставшиеся расширяли свое присутствие за счет открытия точек в других ТЦ города. Однако статистика закрытия магазинов в составе торговых улиц не говорит о полном отсутствии интереса брендов к street retail. Так, многие премиальные бренды одежды в городе традиционно работают в составе улиц", – отмечает Андрей Васюткин.

Точки роста

По мнению экспертов, потенциал развития формата street retail велик, но осложняется нехваткой качественных помещений и отсутствием подходящих площадок для размещения, удовлетворяющих требованиям арендаторов. "В Перми, как и во многих городах России, огромный объем помещений в центре города приходится на старый жилой фонд. Самый показательный пример здесь – Комсомольский проспект. В центральной части города качественных ликвидных помещений практически нет", – поясняет Константин Макаров. По его словам, потребности арендаторов – разные, но есть параметры, которые важны для всех. "Фасад должен обязательно выходить на оживленную улицу, пешеходную или проезжую зону. Важна также возможность разместить вывеску на фасаде. Обязательное условие – высокие потолки (3,5 м и выше). Причем пространство должно быть максимально правильной формы, приближенной к квадрату. Как правило, операторы рассматривают помещения с отделкой "под чистовую" – ровные белые стены, пол, потолок", – рассказывает Константин Макаров.

К потенциальным торговым коридорам в полной мере можно отнести ул. Сибирскую и ул. Революции, отмечает Константин Макаров. Отметим, что именно здесь компания "ТАЛАН" планирует создать торговые галереи, организовав стрит-ритейл на участке, расположенном в квартале, ограниченном улицами Революции, 25 Октября, Швецова и Сибирской. По мнению Игоря Голубева, у стрит-ритейла есть хороший потенциал для развития в Перми. "В Перми стрит-ритейл почти весь представлен лишь на нескольких крупных улицах. Поэтому тот проект, с которым сегодня заявляется компания "ТАЛАН" на ул. Революции будет интересен как профессионалам рынка, так и потребителям", – считает Игорь Голубев.

 
Справка

Термин street retail вошел в оборот с 2007 года, когда возникла необходимость как-то обозначать формат торговли, отличный от торговых центров и супермаркетов. "Стрит-ритейл" буквально переводится с английского как "уличная торговля". Иначе говоря, под данным форматом подразумеваются небольшие магазины и офисные помещения, расположенные на первых этажах зданий.

Константин Макаров, генеральный директор компании "ТАЛАН":

– Стрит-ритейл – востребованный формат, во всем мире он уже получил признание. Если исходить из нашего опыта, то почти треть конечных потребителей, заинтересованных в площадях на улице Революции, – это сегмент общественного питания. У заведений общественного питания много технических особенностей, поэтому мы привлекаем рестораторов уже на стадии проектирования. Также мы видим высокую заинтересованность со стороны федеральных сетей одежды, продуктовых супермаркетов, бутиков, банков и фитнес-центров.

Для инвесторов самыми интересными считаются помещения площадью 100 квадратных метров. Пермские бутики, подбирая помещения под бизнес, руководствуются стандартами своих брендов. Фасад должен иметь большие витрины от пола до потолка, к которым можно подойти с улицы. Важно для магазинов такого уровня и соответствующее окружение. Владельцы бутиков готовы даже идти на то, чтобы приобретать несколько помещений сразу, чтобы самим сформировать себе окружение.

 

Развитие стрит-ритейла в Перми

Инфографика – ООО «ТАЛАН»

 

Стоимость 1 кв. метра помещений формата street retail в Перми

Стоимость аренды 1 кв. метра помещений формата street retail в Перми

Источник таблиц – Аналитический центр «КД-консалтинг»

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments