В марте жители больших городов не стали экономить на женском празднике, а также возобновили затраты на товары повседневного спроса, — считают в компании «Ромир Панель». Такие выводы они делают, основываясь на индексах домашнего потребления за март 2009 г.
Индекс изменения затрат домохозяйств на повседневное домашнее потребление — составил 113,1% (+13,1%) к февралю 2009 г. и 122,3% (+22,3%) к марту 2008 г. Аналогичные показатели для предыдущего месяца: 99,1% (-0,9%) и 132,3 (+32,3%).
Таким образом, в марте 2009 г. после февральского затишья возобновился рост затрат домохозяйств на товары повседневного спроса.
Основным драйвером роста расходов стал праздник 8 марта, на котором жители крупных городов, по всей вероятности, не стали экономить.
Однако в этом году мартовские расходы на домашнее потребление выросли лишь на 13,1% к предыдущему месяцу, тогда как в аналогичный период 2008 г. увеличение трат составило 22,4%.
Индекс «SCIF тип города», отражающий различия в динамике расходов домохозяйств между городами с численностью населения от 500 000 до 1 млн., «миллионниками» (миллион и выше), Санкт-Петербургом и Москвой, свидетельствует о том, что все типы городов увеличили свои повседневные расходы.
Новая особенность – отставание москвичей в процентном приросте расходов: в марте 2009 г. траты жителей столицы возросли только на 5,8% (значение SCIF Индекса «Тип города» равно 105,8%) по сравнению с февралем 2009 г. и на 29,4% по отношению к марту 2008 г. До этого Москва всегда была лидером роста расходов на праздники.
Лидерами роста повседневных затрат стали жители других миллионных мегаполисов: + 17,6% (значение SCIF Индекса «Тип города» равно 117,6%) к февралю 2009 г., но только +14,7% к марту 2008 г. (значение SCIF Индекса «Тип города» равно 114,7%).
Почти такую же прибавку (+16.9%) смогли позволить себе жители городов с населением от 0,5 до 1 миллиона жителей (значение SCIF Индекса «Тип города» для них равно 116,9%). А по сравнению с прошлогодним мартом увеличение расходов составило +29,9% (значение SCIF Индекса «Тип города» равно 129,9%).
Немного отстал от них Санкт-Петербург, увеличив мартовские расходы на домашнее потребление на 13,9% по сравнению с февралем 2009 г. и на 20,9% по отношению к марту 2008 г. (значение SCIF Индекса «Тип города» равно соответственно 113,9% и 120,9%).
В марте 2009 г. меньше других в процентном отношении увеличили свои повседневные траты домохозяйства с относительно высокими доходами.
Семьи, в которых на члена семьи доходы превышают 16 000 руб. в месяц, в марте 2009 г. увеличили свои повседневные домашние расходы на 6,5% (значение «SCIF доходная страта» равно 106,5% к февралю 2009 г.), расходы у среднедоходных групп (от 8000 до 16 000 руб. в месяц на члена ДХ) выросли на 17,8% (значение индекса 117,8% к февралю 2009 г.), а динамика аналогичных затрат у низкодоходной группы (до 8000 руб. в месяц) — + 12,9% или 112,9% по отношению к предшествующему месяцу этого года.
В марте 2009 г. покупка подарков способствовала небольшому увеличению доли непродовольственных товаров в затратах домохозяйств: с 28% в феврале до 30% в марте 2009 г.