С каждым годом в Новосибирск ввозят все больше цветов. К примеру, в этом году в преддверии весенних праздников их привезли на 7 млн штук больше, чем в 2013-м. Цветочный рынок меняется сегодня динамичными темпами: мелких игроков сменяют крупные компании, осуществляющие оптовые продажи цветов. Как ни странно, на этом фоне параллельно растет число торговых точек, предлагающих экзотические цветы и композиции из них для состоятельных клиентов, которые могут потратить на букет 3–5 тысяч рублей. В том, что происходит сейчас с цветочным рынком Новосибирска и насколько сильна конкуренция между игроками, разбиралась корреспондент "КС".

"В праздники продажи вырастают в среднем в 8–10 раз"

В этом году к 8 марта в Новосибирск для реализации на территории Сибири завезли более 22 млн цветов. Это на 7 млн штук больше, чем в 2013 году, сообщил Россельхознадзор по Новосибирской области. Общий вес завезенной цветочной продукции составил почти 1,5 тысячи тонн. Большая часть цветов — 16,6 млн штук — поступила из-за границы грузовыми авиарейсами. Вес наиболее крупной из доставленных цветочных партий составлял более 80 тонн. Основные страны-поставщики — Нидерланды, Эквадор, Израиль, Колумбия, Китай, Зимбабве, Кения и Эфиопия.

По данным сети "Флорист.ру", в Сибири за последний год спрос на услугу доставки цветов через Интернет вырос почти на 32% по сравнению с предыдущим периодом. О возрастающей с каждым годом популярности цветов говорит и появление все большего количества игроков на этом рынке — от оптовых компаний до мелких торговых точек, ориентированных на взыскательного покупателя.

Рынок свежесрезанных цветов Новосибирска, по расчетам аналитиков маркетингового агентства Grinderr, составляет на текущий момент 2,8 млрд рублей в год. В этот объем входят продажи на рынке Новосибирска, а также близлежащих городов (Бердск), включая продажи в цветочных магазинах, специализированных павильонах и интернет-продажи с доставкой до клиента.

"Количество цветочных магазинов в Новосибирске и Бердске — 519 точек, из них 163 магазина, или 31%, принадлежат 27 сетям, в которых три и более магазина, — говорит аналитик маркетингового агентства Grinderr Илья Шишкин. — Иными словами, сложно назвать этот рынок консолидированным. Всего же в Новосибирске продают цветы 318 организаций, самые крупные из них (по количеству торговых точек) — сети салонов Anna, Flo Fresh Flowers и "Николь".

Большое количество цветочных магазинов обусловлено низкой ценой вхождения на рынок и высокой рентабельностью продаж, считает господин Шишкин, наценку на цветы делают в 2–3,5 раза, а в праздничный ажиотаж и более. В праздники продажи вырастают в среднем в 8–10 раз, а чек на букет — примерно на 10%, подсчитали во "Флорист.ру".

"Это связано не только с увеличением спроса в регионе как таковым, но и с предложением, которое включает более интересные букеты, — отмечают аналитики "Флорист.ру". — На наш взгляд, это говорит о том, что жители Сибири, и, в частности, Новосибирска, все больше разбираются в цветах, их вкус становится более изысканным, они предпочитают модные интересные букеты простым монобукетам. А такие букеты стоят дороже, что и порождает рост среднего чека".
В этом году в весенние праздники наибольшим спросом пользовались гиацинты, тюльпаны, нарциссы, фрезии. Если еще несколько лет назад на 8 марта чаще всего дарили розы, то теперь сибиряки больше берут сезонные нежные цветы, оставляя розы в качестве основного подарка на День всех влюбленных, 14 февраля. Хитом же нынешнего весеннего сезона стали ранункулюсы (лютики), они присутствовали в каждом пятом букете, который заказывали в Новосибирск.

Вместо роз и хризантем — ранункулюсы и пионы

Тенденцию смещения потребительских предпочтений отмечают практически все опрошенные корреспондентом "КС" представители цветочного рынка. "Она сдвигается в сторону необычных сортов цветов: все чаще вместо роз и хризантем в букетах появляются ранункулюсы, пионы, экзотические протеи. Это можно оценить и по предложениям поставщиков — линейка тех же пионов с каждым годом расширяется и становится доступной практически круглогодично, — рассказывает флорист-декоратор, совладелец компании "Цветочный стиль" Галина Петрова (Пинясова). — Еще 3–4 года назад их можно было заказать только в июне-июле. Однако такие цветы — недешевое удовольствие. К примеру, сортовая голландская роза может стоить 150–250 рублей, стандартная цена пионов — 250–350 рублей".

Ведущий флорист-декоратор салона FLO BAR Анна Зуева связывает изменение в предпочтениях также с ростом культуры, эстетики в обществе, в результате чего такой товар, как цветы, становится более востребованным. "Вполне нормальным сейчас считается наличие цветочных композиций в офисах, кафе, многие клиенты приходят за цветами, чтобы просто украсить свой дом. Судя по нашей работе, также увеличивается число заказов с просьбой сделать натуральную упаковку, включить в букет редкие цветы — протеи, артишоки, стрелиции, орхидеи, ванду", — добавляет госпожа Зуева.

Тем не менее столь базовый товар для цветочного рынка, как розы, никто не отменял. По подсчетам Grinderr, их доля продаж составляет 48% (в целом по России за 2013 год). В предложениях компаний, занимающихся оптовыми поставками, розы также на топовых позициях. На хризантемы приходится 19%, гвоздики — 8%, прочие цветы — 25%.

Во многом спрос на редкие сорта цветов завязан на определенном сегменте цветочного рынка. Так, в Новосибирске его можно разделить на эконом, средний, премиум и даже люкс. "Экономвариант — это, на мой взгляд, сети "FLOra ОПТ", "БукетОпт", — говорит управляющий Торговым домом "Азалия" Даниил Бадыгов. — Средний — точки, разбросанные по всему городу. Как правило, они не имеют привязки к какой-либо сети или бренду, за исключением сети цветочных салонов Anna, "Николь" и Flo Fresh Flowers. К высокому сегменту я бы отнес "Цветы Афродиты", La Rose, "Сибирскую орхидею", их отличает наличие профессиональных флористов, свежайших цветов и большого ассортимента экзотических растений, в отличие, к примеру, от средней категории, где порой ассортимент ограничивается 5–8 видами розы, 3–4 видами хризантем и отсутствием какого-либо вида экзотики".

По словам PR-менеджера салона FLO BAR Марии Михайловой, в Новосибирске можно приобрести даже букет уровня люкс. "Он стоит от 10–15 тысяч рублей. Мы делали такие букеты перед 8 марта, но, естественно, заказывают их гораздо реже", — добавляет Мария Михайлова.

В экономсегменте преобладают букеты из одного или двух видов цветов, в высоком же классе покупателю как раз предлагают что-то необычное. В соответствии с сегментацией различается и средняя стоимость букета. Так, по оценкам Даниила Бадыгова, чек для ниши эконом в Новосибирске — 700 рублей, средний — чуть больше. Букет категории премиум обойдется в сумму 1500–5000 рублей.

"Рынок переполнен салонами, павильонами, магазинами цветов, занимающимися розничной продажей цветов. И их количество, несомненно, растет, — утверждает директор лавки цветов и декора "Флорай" Алена Щигрева. — Я думаю, что это связано в большей степени с общедоступностью цветочной продукции в нашем городе, наличием крупных оптово-розничных поставщиков. Но при этом в Новосибирске довольно мало достойных салонов и магазинов, которые способны предложить покупателю что-то особенное и индивидуальное, а главное — качественное".

"Мы оцениваем уровень конкуренции на цветочном рынке как очень высокий"

По оценкам Даниила Бадыгова, на текущий момент можно отметитьдинамичное развитие цветочного рынка в Новосибирске: "Один из трендов — заметное увеличение игроков на поле оптово-розничной торговли, что положительно влияет на конечного потребителя: цены на цветы в Новосибирске сегодня вполне приемлемы".

Нынешнюю обстановку на рынке господин Бадыгов сравнивает с ранее актуальной ситуацией на рынке продуктового ритейла, когда мелкие магазинчики постепенно начали вытеснять крупные сети, с большой линейкой товаров по доступным ценам. "Такая же тенденция наблюдается сейчас на рынке цветов, и в ближайшие годы, думаю, она продолжится — розы должны стоить не 100–200 рублей, а 50–70 рублей. И это их нормальная цена. Своими основными конкурентами в нише оптовых продаж я считаю компании "7 цветов" и "Гринвилль", — утверждает Бадыгов.

Другие игроки рынка также придерживаются мнения, что уровень конкуренции в последние годы заметно возрос. "Мы оцениваем уровень конкуренции на цветочном рынке как очень высокий, — говорит соучредитель и директор лавки цветов и декора FlowerShop Светлана Минеева. — Вы замечаете на каждом углу киоски и павильоны, предлагающие свежесрезанные цветы. Можно сказать, что 90% конкуренции сосредотачивается в низшем ценовом сегменте. Однако уровень конкуренции на рынке букетов из срезанных цветов не так и велик. Как показывает практика, потребителю все чаще требуется полноценный букет, составленный именно с учетом его требований, а не просто несколько цветов в целлофановой упаковке".

Цифры это подтверждают: "За прошедший год нам удалось удвоить продажи, считаю, что это очень хороший показатель. В планах на 2014 год — вырасти еще на 30%", — отмечает Галина Петрова, компания которой — "Цветочный стиль" — ориентирована как раз на данный высокий сегмент, и более того, делает авторские композиции для сети ресторанов Дениса Иванова, бутиков на Потанинской и Вокзальной магистрали, ресторанов Shamrock, La Maison.

Доля оформлений, составления композиций по сравнению с прошлым годом увеличилась также значительно во FlowerShop. "Это явление можно объяснить как ростом рынка event-услуг в принципе, так и во многом качеством предоставляемых услуг, если хотите, нестандартностью идей, что в свою очередь влияет на рост компании и ее известность", — добавляет соучредитель лавки цветов и декора FlowerShop Ольга Ольховская.

Прогнозы на цветочном рынке, по мнению Ильи Шишкина, достаточно оптимистические: несмотря на общие кризисные настроения, рынок продолжает развиваться, и все больше людей начинают покупать цветы не только как обязательства по праздникам, но и просто так, для украшения дома или офиса и для того, чтобы порадовать близких. Представитель одного из участников рынка вспомнил недавний случай продажи букета за 15 тысяч рублей. Другой пример — букет за 10 тысяч рублей, который купили сотрудники одного из финансовых учреждений города своему руководителю накануне его ухода.

"Возникают тренды "экоофисов", когда в офисе обязательно есть композиции из свежих цветов, которые меняются 1–2 раза в неделю. И конечно же, растет сегмент online-продаж цветов с доставкой на дом или в офис, и на этом рынке есть место и местным стартапам с небольшими вложениями, и крупнейшим сетям с сотнями партнеров, типа AMF и "Флорист.ру", — заключает Илья Шишкин.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments