В конце 2008 г. руководство «Петерстара» пришло к выводу, что без системного анализа бизнеса компании будет сложно пройти кризис без серьезных потерь. На внедрение процессного управления (BPM, тип управления, заключающийся в четком распределении ответственности, взаимодействия, ресурсов, информации для принятия управленческих решений и отчетности) компания готова потратить до 100 000 у. е.

«Первые 17 лет бизнес развивался немного хаотично. Менялась тактика, задумываться о серьезном анализе было просто некогда, — признается Сергей Вилесов, директор департамента организации бизнес-процессов “Петерстара”. — Сейчас мы поняли, что нам нужен системный анализ. Начали с внедрения системы контроллинга».

«Кризис как лакмусовая бумажка вытащил все проблемы, вынуждая анализировать не кто и что делает в компании, а есть ли результат от этой деятельности. Оценить это возможно, только выстроив всю цепочку бизнес-процессов», — полагает Ирина Абрамова, управляющий партнер City Consulting Group.

«Кризисное состояние экономики привело к заметному росту интереса российских компаний к процессному подходу и управлению бизнес-процессами», — утверждают в компании «IDS Scheer Россия и страны СНГ», которая в конце октября 2009 г. провела аналитическое исследование, посвященное процессному управлению. В исследовании в рамках форума ARIS 2009 приняли участие 180 представителей крупных компаний, принадлежащих нефтяному, энергетическому, банковскому, телекоммуникационному и ритейловому секторам.

Опрос показал, что в большинстве компаний такие подразделения уже созданы (50%) или находятся в стадии формирования (24%). Правда, 3% респондентов заявили о расформировании процессных подразделений в их компаниях в 2009 г. 45% респондентов ответили, что в их компаниях есть понимание, что процессный подход является средством повышения эффективности. В 30% присутствует знание отдельных процессов.

«До кризиса компании в основном управляли доходами и продажами, в последний год были вынуждены переключить внимание на сокращение затрат, — говорит Абрамова. — Так что самыми востребованными продуктами стали внедрение управленческого учета и бюджетирование, чтобы планировать как затраты, так и выручку, которая стала падать. Востребовано и управление рисками».

Наталья Яковлева, президент ГК «Авис», которая три месяца назад начала переход к процессному управлению, считает наиболее важным для любой компании организацию эффективной коммуникации руководства с подчиненными и коммуникации между сотрудниками, а также правильную мотивацию. «Нам удалось сгладить остроту этих вопросов с помощью внедрения процессного управления. Теперь ни от одного из моих подчиненных я больше не слышу слов “это не мой участок”, “это не входит в мои обязанности”, “я не знаю, зачем это надо”. Я наблюдаю нацеленность на достижение результата, взаимозаменяемость и личную ответственность каждого. В итоге в предыдущем месяце оборот компании увеличился в полтора раза, чистая прибыль выросла на 17%, у нас появилось несколько новых крупных клиентов», — резюмирует Яковлева.

«Кризис заставил людей пересмотреть подходы к управлению бизнесом, — считает Мария Каменнова, генеральный директор “IDS Scheer Россия и страны СНГ”. — 90% запросов клиентов в 2009 г. были связаны с совершенствованием бизнес-процессов. Интерес компаний переключился от простого описания к оптимизации. Даже те компании, которые только в кризис задумались о внедрении процессного управления, начинают переход к нему сразу с контроллинга процессов. В этом году интерес к BPM проявляют нефтегаз, телеком, энергетика, ритейл. Небольшие компании — от 50 до 150 человек — тоже хотят регламентировать бизнес-процессы».

 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments