Мэр Москвы Сергей Собянин в спецпроекте ТАСС "Первые лица".

─ Нынешний кризис тоже ведь можно считать форс-мажором. Собственно, об этом вы уже сказали. Когда четыре с лишним года назад вас поставили на Москву, положение дел в экономике было иным…

─ Кстати, начинал я именно в кризис. Последствия экономического спада, случившегося в 2008 году, ощущались остро. И панических настроений тогда было больше, воспринималось все гораздо болезненнее. Мы быстро забываем даже недавние события, но в конце нулевых годов выдался весьма непростой период. Российское правительство работало в режиме нон-стоп, решая возникавшие проблемы. Нынешняя критическая ситуация в чем-то повторяет ту, предыдущую, многое идет уже по накатанной колее. Но кое в чем этот кризис отличается от прежних, есть у него своя специфика.

─ Какая?

─ Сейчас нам старательно обрезают иностранные инвестиции, перекрывают доступ к финансовым рынкам и кредитам, мы в большей степени должны полагаться на собственные ресурсы – материальные, организационные, технологические. В этом главное отличие. Здесь кроется и сложность, и преимущество: обстоятельства вынуждают нас задуматься о развитии своей промышленности, инноваций, технологий, банковского бизнеса. Это плюс.

─ Теоретически. А практически понадобится не один год, пока из семян что-то вырастет.

─ Ситуация не столь печальна. Помните, какое напряжение было в минувшем году, казалось, после санкций у нас возникнет огромный дефицит товаров. Но подобного не произошло. Да, наблюдался инфляционный скачок цен, но в большей степени он был вызван изменением курса рубля. Например, перебоя в поставках продуктов питания ─ вот так, чтобы полки магазинов совсем опустели ─ не случилось.

─ Но, согласитесь, Сергей Семенович, ассортимент стал заметно уже. Это факт.

─ Надо понимать, о чем именно мы говорим. Набор товаров первой необходимости сохранился в полном объеме. Да, импортных деликатесов стало чуть меньше, но не думаю, будто это надолго.

─ Даже при условии, что продуктовое эмбарго из стран ЕС решено продлить?

─ Свято место пусто не бывает. На место Швейцарии пришла Аргентина, Италию сменила Турция. Происходит постепенное замещение товарных потоков. Да, не всему  можно найти равноценные аналоги, но давно ли мы стали такими специалистами во французских сырах и лягушачьих лапках?

— В начале года ожидались серьезные проблемы в общепите, делались прогнозы, что к лету в Москве закроется треть кафе и ресторанов. Из-за отсутствия посетителей, перебоев с поставкой продуктов…

— Посмотрим. Пока мы этого не видим. Даже вот по летним кафе: сезон открылся, и в городе меньше их не стало. Видимо, ожидания были навеяны пессимистическими настроениями конца прошлого ─ начала этого года. По факту у нас нет резкого спада спроса ни в торговле, ни в общественном питании. Да, в январе-феврале было очень тревожно, не скрою. Но сейчас, мне кажется, ситуация потихоньку выправляется.

— Тем не менее, витрины на Тверской пестрят объявлениями: аренда, аренда, аренда…

— Да, часть сдаваемых помещений освободилась. Но не из-за того, что нет желающих взять площади под магазины или кафе, а по вине владельцев, привыкших заламывать заоблачную цену в валюте. Думаю, надо настраивать налоговую систему так, чтобы владельцы, задирающие ставки и держащие помещения пустыми, несли серьезную финансовую нагрузку. Тогда они задумаются о разумности своих амбиций. Не могут предприниматели утратить интерес к аренде на Тверской. Значит, ставки завышены. Бизнеса ведь меньше не стало. Офисные и торговые помещения частично пустуют из-за их владельцев, которые не хотят снижать цену в соответствии со сложившейся ситуацией. Там, где хозяева адекватные, все заполнено.

─ Пару лет назад вы говорили, что Москва вошла в пятерку крупнейших городов мира по инвестициям и готова перебраться в лидирующую тройку.

─ Полагаете, сейчас, в период кризиса, она вылетит из элитной группы? Сомневаюсь. Мы по-прежнему в первых рядах. Если говорить о капитальных вложениях, инвестиционный рынок Москвы остается емким и привлекательным. По динамике развития инвестиций в недвижимость мы вышли на второе место в мире после Пекина. Исследования международной компании PricewaterhouseCoopers проводились в 2013-м, а в минувшем году у нас показатели стали еще лучше.

─ Но специалисты утверждают, что рынок замер, новых сделок почти нет. Такого не было и во время предыдущих кризисов 1998 и 2008 годов.

─ У меня иная информация. После некоторого затишья в первой половине года рынок постепенно оживает. Серьезная турбулентность наблюдалась лишь в конце 2014-го. В целом же, динамика инвестиций осталась позитивной. Впервые за долгое время мы ввели девять миллионов квадратных метров недвижимости – это большой объем.

─ Удастся ли продать все эти "квадраты", не повиснут они якорем на инвесторах? И что будет с ценами на жилье? Их считают сильно завышенными. Может, пришло время коррекции в сторону понижения?

Ритэйлеры и инвесторы делают разные прогнозы. В любом случае слово за рынком. Он ─ главный регулятор. Никому не нужен неликвид, это очевидно. Пока же могу сказать,  что в 2013 году Москва вышла на первое место в мире по строительству офисов и городских дорог, стала одним из мировых лидеров по вводу торговой недвижимости. Думаю, в этом году получим примерно такие же параметры. Боюсь, в 2016-м объем снизится, меньше будет заделов, но мы накопили большую инерцию капитальных вложений, что примерно сопоставимо с 2014 годом и точно не хуже уровня 2013-го. Словом, никакого резкого спада не произойдет. Мы останемся в топе мировых столиц по объему ввода недвижимости, развития городской инфраструктуры, автомобильных дорог и метро.

─ Но чем-то ведь неизбежно придется жертвовать. Как вы сегодня строите переговоры с инвесторами и подрядчиками? Чем убеждаете, какими аргументами?

─ Знаете, люди по-прежнему хотят работать с Москвой, ищут здесь заказы, поскольку мы не уходим из инвестиций в метро, авто- и железные дороги, инженерную инфраструктуру, социальные объекты… Мы почистили бюджетные расходы, сократив их примерно на семь процентов по сравнению с прошлым годом. Эти средства пока заблокированы. Думаю, часть из них уйдет из бюджета. После жесткой ревизии видим, что можно без этого обойтись. Но все основные проекты сохранены.

─ В конце прошлого года в СМИ появилась информация, что из-за падения рубля китайцы отказываются строить ветку метро в Новой Москве. Вице-мэр Марат Хуснуллин подтвердил, что "проект несколько приостановили".

─ Но, заметьте, не закрыли. Мы по-прежнему активно работаем с партнерами из КНР. Другой вопрос, пока они сами не могут до конца определиться, кто из них будет строить, по какой инвестиционной схеме. Думаю, через месяц-другой подведем предварительные итоги, все объявим. Да, процесс идет непросто. В том числе, и из-за изменения курса рубля. Но китайцы по-прежнему проявляют серьезный интерес к проекту.

В любом случае будем строить метрополитен на новой территории. Вне зависимости от того, придут китайцы или нет. Они ведь хотят войти в проект не из любви к искусству, это не подарок с их стороны, а серьезные инвестиции. Китайцы ─ прагматичные люди и за “здорово живешь” ничего делать не станут. Учитывают доходы от своего участия, хотят понять, в чем выразится их интерес… Это не благотворительность, а бизнес.

Если посмотрите структуру городского бюджета, увидите: инвестиционная составляющая сохранена. Мы нарастили ее в прошлые годы и держим на уровне, хотя в последние годы бюджет Москвы не был таким уж динамично растущим. Чтобы удержать прежний масштаб инвестиций, надо постоянно оптимизировать расходы. В этом году финансирование строительства метрополитена даже выше, чем в прошлом.

По большому счету, вопрос сегодня не в деньгах, а в том, что такой объем работ сложно вытягивать из-за отсутствия в России необходимого количества метростроителей, проходчиков тоннелей, маркшейдеров, техников, проектировщиков, инженеров и прочих специалистов, столь нужных при строительстве. Это тормозит дело. Отдельная тема ─ неподготовленные территории под станции, изъятие распроданных в свое время под коммерческие нужды земель. Тоже дополнительная сложность. Тем не менее, мы работаем на десятках площадок. Допускаю, определенные отклонения от жесткого графика будут, это большая стройка, ее сложно разложить по часам, но глобально стратегия не меняется. Возможно, какие-то станции откроем не в 2015 году, а в следующем, однако обязательно введем в строй все, что наметили.

─ Лучше раньше, чем позже…

Если говорить об автодорогах, к примеру, Алабяно-Балтийский тоннель не раз открывали, а потом опять закрывали для движения. Тоннель затапливало, фирма-строитель банкротилась… В итоге это строительство бьет рекорды по затратам. Под Ла-Маншем пройти было дешевле.

─ Надо понимать, что мы не шоссе в чистом поле прокладываем: вышел на простор и знай себе ─ стели асфальт. В городе приходится постоянно заниматься реконструкцией улиц, перекладкой сложных инженерных коммуникаций ─ водопроводов, газопроводов, канализации, электросетей, сетей связи… Мы не столько строим, сколько меняем, переносим, собираем заново весь этот многослойный инженерный пирог. Практически любая новая дорога в современном городе – комплекс сложнейших сооружений. Каждый раз решаем непростые задачи. Алабяно-Балтийский тоннель ─ один из примеров, где возникли определенные сложности. И объективные, и субъективные.

Тем не менее, сохраняем набранный темп и, надеюсь, в ближайшие два-три года его точно удержим.

─ При этом проблема пробок с повестки дня не снята. Специалисты голландской  компании TomTom, производящей GPS-навигаторы, подсчитали, что в 2013 году средний москвич провел в пробках 127 часов, потеряв более пяти суток на бессмысленное стояние. Удастся когда-нибудь развязать узел?

─ Потихонечку развязываем. Но тут не существует простых решений. Мечом или шашкой не махнешь, да и волшебная палочка не поможет. Нужна кропотливая работа по самым различным направлениям: это и развитие сети метро, и новые выделенные полосы для общественного транспорта, и реконструкция узких мест на дорогах, ликвидация так называемых "бутылочных горлышек", и платные парковки, и жесткое администрирование на дорогах, и интеллектуальная транспортная система, и регулирование светофоров… Каждый из элементов вносит свой вклад, возникает синергия, и люди вдруг понимают: "Надо же! Раньше на этом перекрестке машины глухо стояли, а теперь поехали. И скорость потока заметно увеличилась. Значит, что-то меняется к лучшему!"

─ Например, Сергей Семенович? Где конкретно?

─ Думаю, всем знакомо Бульварное кольцо. Несколько лет назад там машины парковались в несколько рядов на проезжей части и тротуарах, были бесконечные пробки. Сейчас движение в разы улучшилось. Нет такого, чтобы автомобили вообще не двигались. Даже в часы пик Бульварное кольцо едет.

На Коровинском шоссе со стороны МКАД по утрам машины останавливались на каждом перекрестке, собиралась пробка. Вечером ─ в обратном направлении. Сейчас перенастроили светофоры так, что они работают сообща, вместе. Двигаясь утром в центр с определенным скоростным режимом, можно попасть в "зеленую волну".

После реконструкции изменилась ситуация на Варшавке. Тоннели появились на пересечении Каширского шоссе с проспектом Андропова и Пролетарским проспектом. Построили новые развязки на МКАД…

До идеала еще далеко, но радует, что на фоне возросшего количества автомобилей скорость движения не падает, а, наоборот, потихоньку начинает расти, в том числе, и в центре.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments