Жизнь шведского мебельного гиганта IKEA может усложнить четырехэтажное здание в 10.000 квадратных метров, расположенное на юго-западе Китая в тихом сонном городке Куньмин.

Здание китайского магазина под названием 11 Furniture полностью копирует желто-голубую расцветку IKEA, схему расположения торговых залов, миниатюрные карандаши и блокноты для покупателей, вывески и даже конструкцию кресел-качалок. Столовая оформлена в схожем с IKEA минималистском стиле, но отличается меню — вместо шведских фрикаделек и лосося предлагает китайские блюда из тушеной рубленой свинины и яиц.

"Покупатели говорили мне, что мы похожи на IKEA. Но это не моя проблема. Я всего лишь слежу, чтобы покупателям было хорошо. Авторские права — это забота больших начальников", — сказал 22-летний сотрудник 11 Furniture Жанг Юньпин.

Получить комментарии владельца 11 Furniture не удалось. IKEA заявила, что прорабатывает вопросы защиты интеллектуальной собственности внутри Китая и на глобальном уровне.

"IKEA — один из крупнейших мебельных ритейлеров в мире, и защита авторских прав первостепенна для компании", — прокомментировало Рейтер китайское отделение IKEA.

В китайском написании вывеска 11 Furniture выглядит очень похоже на IKEA, но мебель в магазине изготавливается на заказ, а не лежит в плоских упаковках, как в шведской сети. Покупатели замечают и другие отличия. "В настоящей IKEA залы гораздо аккуратнее, товары выложены как следует", — сказал житель Куньмина Сяо Лин, посетивший магазины шведской сети в Пекине и Шанхае. Всего у IKEA девять магазинов в Китае, большинство из них находятся в экономически благополучных городах на юге страны и в прибрежной зоне.

Спрос на западный ритейл

Появление имитации IKEA символизирует охватившую Китай новую волну контрафакта: пираты уже не только штампуют поддельные сумки европейских люксовых марок, DVD-диски и кроссовки, но повторяют внешний вид, атмосферу и сервис западных концепций розничной торговли — по сути, это пиратство всего опыта, накопленного брендом.

"Это новое явление. До сих пор было много поддельных товаров, а сейчас мы видим больше подделок сервиса в части форматов розничной торговли", — считает аналитик по розничной торговле Booz&Co Адам Ху.

В июле власти Куньмина закрыли два поддельных магазина Apple Store, продававших несанкционированные партии iPhone, Macbook и других популярных продуктов Apple. Даже сотрудники контрафактного Apple Store думали, что работают в настоящем магазине американской сети.

В том же Куньмине на одной из торговых улиц есть четыре магазина Nike, и все утверждают, что они легальны. По данным Nike, у компании на этой улице три магазина, то есть как минимум один из них — подделка.

Появление фальшивых магазинов в Куньмине означает неутоленный аппетит Китая на западные розничные бренды в небольших городах вдали от богатых регионов восточного побережья.

"Есть спрос на товары и концепции, которые продают эти бренды", — сказал аналитик по розничной торговле Китая в Monitor Group Торстен Стокер.

Мешанина из реальных и фальшивых магазинов в китайских городах с невысоким уровнем доходов населения затрудняет контроль над использованием брендов для таких компаний, как Apple, Disney, Nike и тем более, IKEA. Такие компании как Starbucks уже давно борются с пиратами в Китае, но появление имитаций вроде копии IKEA ставит перед ритейлерами новый набор проблем.

Вторая по величине в мире китайская экономика разгоняется вперед, и к 2020 году число домохозяйств среднего класса в стране должно превысить 130 миллионов против 50 миллионов в 2010 году, считает Boston Consulting Group. Этот фактор подогревает экспансию мировых розничных брендов в менее богатые китайские города.

Китайское законодательство запрещает местным фирмам копировать "внешний вид и атмосферу" магазинов других компаний, но в исполнении этого требования зачастую много белых пятен.

"Иностранные компании часто ждут, что власти Китая будут разбираться с исполнением этого закона, и хотя иногда они это делают, иногда — все же нет", — сказал юрист Harris & Moure Дэн Харрис.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments