На Кубани фермеры объединились, чтобы организовать новый сервис по доставке свежих и натуральных продуктов прямо до дверей потребителей. Однако сами потребители могут оказаться не готовы к таким удобствам.

Девять кубанских фермерских хозяйств организовали совместный проект по доставке натуральных продуктов под названием «Фермерский24». Его участниками стали небольшие семейные фермы, расположенные в Крыловском районе Краснодарского края. Сервис специализируется на доставке мяса, мясной и молочной продукции, овощей, подсолнечного масла.

«Из мяса у нас есть свинина, кролик, вся птица: индейка, курица, утка, цыплята-корнишоны. Если спрос появится, будет нутрия. В планах — расширять ассортимент как по мясу, так и по другой продукции. Должны появиться говядина и баранина», — рассказала РБК Юг руководитель проекта «Фермерский24» Татьяна Патиева

Своим главным преимуществом участники объединения называют свежесть продуктов и их качество. По словам Патиевой, продукция поступает потребителю напрямую от производителя спустя сутки после изготовления.

«Заказы мы доставляем каждую неделю по четвергам. Собираем их в течение недели, а в среду это все готовится. Наша продукция не хранится на складе, этим мы и отличаемся от магазинов. Это все не лежит, не портится, а готовится непосредственно перед тем, как везти потребителю. Если в четверг курица едет к потребителю, то в среду вечером она забивается. В этом весь смысл нашей деятельности», — рассказала она.

Каждый из участников объединения специализируется на поставках конкретного вида продукции, внутренней конкуренции среди фермеров нет. Для обеспечения гарантии качества продукции, каждый покупатель получает визитку непосредственного производителя, чтобы связаться в случае возникновения претензий. У сервиса также есть собственная служба доставки — при заказе от 2 тыс. рублей она будет бесплатной. Продукты доставляют на автомобилях-рефрижераторах.

Как рассказал один из инициаторов объединения генеральный директор ООО «Марка» Петр Мануйлов идея создать сервис возникла после разговора с одним из крупных ретейлеров о поставках свежей мясной продукции от фермерского хозяйства, которая оказалась не востребована.

По словам Мануйлова, в настоящее время большей части мелких сельхозпроизводителей заказан путь в торговые сети из-за слишком жестких условий, предъявляемых к объемам продукции и закупочным ценам. В результате, по его словам, возникла мысль создать сервис, который позволить производителям и потребителям работать напрямую. Первым — наладить рынок сбыта, а последним — получать качественную и натуральную продукцию по доступным ценам, которые стараются держать на уровне или ниже рыночных.

Как говорят организаторы проекта, дополнительных инвестиций при создании сервиса не привлекали — все фермеры работают в равных условиях. Заходить в торговые сети производители не планируют, а в качестве основного канала сбыта будут использовать Интернет: сайт сервиса «Фермерский24» и социальные сети.

Несвежий бизнес

Идея развивать сервисы доставки фермерской продукции не нова. Как рассказал РБК Юг генеральный директор агрегатора услуг Neo Interesting Ideas Денис Фрейлик, активный рост данного сегмента наблюдался в 2015-2016гг.

«Рразвитие рынка фермерских продуктов в Краснодарском крае тесно связано с развитием IT-индустрии. По сути, проекты доставки фермерских продуктов — это частный случай бизнеса по доставке еды. В Краснодаре есть сильные игроки, которые доставляют продукты и товары на дом более 10 лет и обладают серьезными мощностями в виде интернет-ресурсов, контакт-центров, автопарков. Также на рынок уже зашли мощные столичные и иностранные компании, готовые предложить продвинутым пользователям мобильные приложения», — утверждает он.

В июле 2015г. РБК ЮГ сообщал о росте рынка онлайн-продаж фермерских продуктов. Тогда эксперты и участники рынка также отмечали, что в Москве и Санкт-Петербурге это направление растет гораздо быстрее, чем на Кубани.
«Что касается реализации фермерской продукций через интернет, Кубань не слишком удачная площадка для такого бизнеса. Здесь люди любят ходить на рынок, они хотят чувствовать запах продукта, видеть его перед покупкой. Ярмарки и рынки забирают часть потенциальных клиентов на себя», — заявляла владелец интернет-магазина «Ладушка Органик» Марина Ляховец.

Не все проекты на Кубани оказались удачными. Сочинский предприниматель Алексей Юртаев в 2015г. пытался открыть на курорте «Интернет-магазин экологичных фермерских продуктов», однако вынужден был отказаться от этой идеи из-за отсутствия условий в городе для организации подобного бизнеса.

«Чтобы организовать доставку до Сочи, продукты должны будут стоить сумасшедших денег. Особенно в летний период. В Санкт-Петербурге ты выехал по Западному скоростному диаметру в любую сторону — час езды и ты за 150 км, можешь привезти любые продукты. А сколько мы добираемся от Сочи до Краснодара? 5-6 часов зимой и более 10 часов летом. А ведь еще нужно содержать какой-то склад, потом собирать всю продукцию с фермеров — проблем много, а выхлопа нет. Логистика съедает все деньги. Мы посчитали экономику и поняли, что денег там нет», — вспоминает Юртаев.

Недоверчивые потребители

По словам организаторов проекта «Фермерский24», главная их задача на ближайшее время — завоевать доверие потребителей.

«Сейчас только ленивый производитель не говорит об экологичности своей продукции, однако очень часто это оказывается неправдой. Даже большие хлебозаводы заявляют об этом, что в принципе невозможно. И это происходит совершенно безнаказанно, потому что нет закона, который лицензирует предприятия выпускающее экологически чистые продукты, поэтому основная проблема у нас – это отсутствие доверия между покупателем и производителем. У нас все не верят всем», — отмечает Петр Мануйлов.

По мнению бизнесмена, к рынкам тоже доверие утеряно, т.к. в основном на них сейчас работают перекупщики, которые берут свой товар на тех же оптовых продуктовых базах, что и сетевые магазины.

О недоверии покупателей к сегменту экологически чистых продуктов говорят и другие участники рынка. В частности, об этом в разговоре с РБК Юг заявила директор магазина фермерских продуктов «Поздний завтрак» Надежда Зыкова.

«Очень сложно люди воспринимают экологически чистую продукцию. Чаще всего заявляют, что это вранье и неправда, говорят, что сейчас любую бумажку можно сделать. И переубедить их очень сложно», — рассказывает она.

По словам Зыковой, еще одной серьезной проблемой в развитии рынка экологически чистых продуктов является отсутствие понимания разницы между биопродукцией и обычной.

«Считается, что помидоры, выращенные бабушкой на собственном огороде — это биопродукт. На самом деле часто это тоже далеко не так. Она могла обрабатывать их какими-нибудь химикатами и даже не знать об этом, потому что так делала ее мама и даже ее бабушка. Только небольшое количество фермеров задаются целью получить сертификаты на свою продукцию в независимых лабораториях, сделать пробы грунта, взять образцы продуктов — я таких знаю с десяток, наверное. Это очень мало в условиях огромного рынка», — комментирует директор «Позднего завтрака».

Она также отмечает, что существенная часть такой продукции уходит на экспорт в Москву, где она оказывается более востребованной, чем на Кубани.

Потребитель не понимает, чем отличаются экологически чистые продукты от обычных, и отказывается переплачивать за их качество, подчеркивает Зыкова.

«У нас есть магазин в торговом центре, мы туда по сезону привозим продукты, «эко», «био»-овощи. Они с сертификатом. Но такой картофель, к примеру, будет стоить не 40 рублей, а 110. И он у нас, к сожалению, пропадает. Часть покупают, но незначительную. В основном, предпочитают идти в "Ашан"», — сетует она.

Спорные перспективы

Участники рынка перспективы его развития оценивают сдержанно. Петр Мануйлов отмечает, что сейчас нет условий для развития мелких фермерских хозяйств — из-за того, что на государственном уровне более востребованы крупные игроки.

«Сельское хозяйство с импортозамещением — одна из самых популярных таких ниш среди крупного бизнеса. В нефть деньги вкладывать бессмысленно, в строительство тоже. И в сельское хозяйство стали вкладывать гигантские деньги — и процессы стали ускоряться. Но из-за этого мелкие производители остаются без работы», — рассуждает Мануйлов.

Надежда Зыкова, в свою очередь считает, что во многом темпы развития рынка зависят от просвещенности людей и заинтересованности в покупке подобных продуктов.

«Если, например, СМИ будут больше уделять внимания этому вопросу. Будет больше информации — больше будет заинтересованность и спрос. Со временем наверно такое возможно. Может быть, через несколько лет, а может и через несколько десятков лет», — резюмировала она.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments