Половина компаний контролирует аккаунты сотрудников в соцсетях. 18% работодателей фиксируют моральный облик работников в интернете, следят за матерной лексикой и эротическими фотографиями. Около 16% компаний запрещают сотрудникам публиковать отрицательные отзывы о работодателе и другую информацию, порочащую компанию или её клиентов. По данным рекрутингового проекта Jobvite, 55% сотрудников HR-отделов могут поменять решение о приёме на работу после мониторинга публичных аккаунтов потенциального сотрудника. "Секрет" попросил предпринимателей и руководителей рассказать, как поведение сотрудников в соцсетях влияло на их бизнес и какие меры контроля и воздействия они применяли.
В США решением споров между работниками и работодателями по поводу личных аккаунтов в соцсетях занимается специальный правительственный орган — Национальный совет по трудовым спорам. Он защищает подчинённых от увольнения и штрафов, если компания недовольна негативными сообщениям в соцсетях о, например, неоплачиваемых сверхурочных, невыносимых условиях работы или другой справедливой критикой. На сторону работодателя совет встаёт в том случае, если работник раскрывает коммерческую тайну, порочит репутацию компании или переходит на личности. В России такой комиссии нет, так что разбираться с сотрудниками-критиканами придётся самому. Есть и хорошие новости — можно установить практически любые правила.
Наталья Сторожевая, гендиректор Центра развития бизнеса и карьеры "Перспектива", вспоминает скандал, который случился в компании одного из её клиентов: менеджеры по продажам крупного FMCG-бренда опубликовали в соцсети "ВКонтакте" снимки с новогодней вечеринки. На одной из фотографий главный бухгалтер танцевала с сотрудником из производственного блока. Фото увидел муж бухгалтера, устроил ей скандал, а она, в свою очередь, разругалась с продажниками: по её мнению, они должны были попросить разрешения на публикацию. Конфликт привёл к напряжённым отношениям между отделами — главный бухгалтер мстит и подолгу не подписывает договоры, счета, контракты.
Второй случай: корпоратив в компании — дистрибьюторе сантехники закончился игрой на раздевание. В соцсетях появились снимки обнажённых сотрудников, которые прикрывали интимные места флажками с корпоративной символикой и папками с логотипами своих клиентов. Глава компании не оценил чувство юмора подчинённых и уволил всех в один день.
Ещё одна история от Сторожевой: глава филиала производственной компании категорично высказался о событиях на Донбассе в своём аккаунте и, как выражается Сторожевая, "обобщал негативные характеристики украинцев". Его высказывания привели к конфликту — у половины коллег оказались украинские корни. Сначала все кулуарно выясняли отношения, а затем начали вредить рабочему процессу, вражда продолжается до сих пор.
Сергей Ожегов, гендиректор компании "СёрчИнформ", тоже рассказал пару историй об опыте своих клиентов: три сотрудника службы сбыта большой компании — производителя алкоголя сняли видеоролики, в которых высмеяли компанию, руководство и особенности работы. Они распространили записи через соцсети и канал на YouTube, разослали видео коллегам. Когда служба безопасности перехватила ролики, специалисты отследили движение файлов и нашли организаторов "вброса". Записи заставили удалить из соцсетей, но репутация компании всё равно пострадала. Руководство не стало увольнять сотрудников — всё обошлось выговором и штрафами.
Сотрудники другого клиента "СёрчИнформа" вышли на работу в выходной день, якобы чтобы завершить дела, но на самом деле пришли на режимный объект, сфотографировались на фоне секретной установки и поделились фотографиями в соцсетях. Обнародование этих данных могло привести к расторжению контракта с крупным заказчиком. Поскольку в компании запрещалось даже находиться в этом помещении, снимки заставили удалить, а сотрудников уволили за грубое нарушение регламента.
Похожие истории происходят часто в самых разных коллективах, поэтому в некоторых компаниях принято разрабатывать правила и рекомендации для персонала, чтобы в общем доступе не оказались неудачные шутки, разрушающие имидж фирмы, конфиденциальные данные, фото, фейковые посты и недостоверная информация.
Акционер "Рекламной группы РФ" Иван Пелло рассказал, как потерял контракт с крупной федеральной розничной сетью, которая была важным клиентом для его компании, и после этого составил свод правил поведения сотрудников в соцсетях и заставил кадровиков мониторить личные аккаунты сотрудников.
Всё началось с того, что руководитель маркетингового отдела стал публиковать в аккаунте компании во "ВКонтакте" и Instagram селфи с работы и фотографии с переговоров. Он делал это, чтобы налаживать отношения с клиентами. Около 5% всех заказов приходило только благодаря "ВКонтакте", и примерно четверть всех клиентов приняли решение работать с компанией только благодаря сообществам в соцсетях.
Однажды он опубликовал пост с текстом "Сегодня круто работаем, закрыли сделку на несколько миллионов, а сами [работы] отдали на подряд ребятам из Саратова". Проблема была в том, что руководство Рекламной группы РФ обещало клиенту, что всю работу сделают штатные сотрудники компании. Когда менеджер по проекту компании-партнёра увидел пост и сообщил о нём своему руководству, контракт был расторгнут. Пелло пришлось заплатить неустойку за разглашение конфиденциальной информации — 100 000 рублей.
Вот список запретов и рекомендаций, который составил Пелло, чтобы больше не допускать таких проколов:
- Запрет на мат и ругательства.
- Запрет на негативное упоминание или осуждение клиентов.
- Запрет на публикацию конфиденциальной информации о клиентах.
- Запрет на упоминание имён сотрудников клиентов или партнёров без их согласия.
- Запрет на обсуждение себестоимости проектов.
- Запрет на аморальное поведение на работе (алкоголь, наркотики, секс, ругательства матом или намёки на них).
- Запрет на публикацию фраз "Я прогулял работу" / "Вместо работы я…".
- Рекомендация публиковать фразы "Я люблю trade-compani.ru за…", "В рекламная-группа.рф есть…".
- Рекомендация публиковать новости с конференций и других мероприятий из сферы рекламы.
- Обязательное наличие сотрудника в закрытом сообществе и чате отдела в "ВКонтакте".
- Запрет на ругательства в чатах сотрудников.
- Запрет на осуждение компании в официальных сообществах.
- Рекомендация поддержки сообществ комментариями и репостами.
- Отсутствие запрета на обсуждения в группах конкурентов.
- Запрет на участие в группах порнотематики (кроме снимков ню и сообществ типа mavrin).
- Запрет на любые нарушения закона "О рекламе" в социальных сетях.
- Указание геолокации при публикации фотографий из Амстердама (если на фотографии изображено курение марихуаны).
- Желательно упоминание сайтов рекламная-группа.рф, trade-compani.ru в своих аккаунтах.
- При возникновении вопросов по данному списку адресовать их в закрытый чат сотрудников.
Пелло говорит: сначала сотрудники посчитали это вмешательством в личную жизнь, но после разговора с руководством согласились, что многие заказчики принимают ключевое решение после просмотра страниц сотрудников потенциальных партнёров. Пелло не стал увольнять проштрафившегося маркетолога, и он до сих пор публикует новости о некоторых клиентах, рассказывает об успешных заказах и добавляет участников сообществ по бизнесу в список друзей. Пелло утверждает, что это принесло бизнесу несколько проектов на сумму более 10 млн рублей.
Диджитал-рекрутер компании DigitallHR Ксения Чижикова рекомендует составлять таблицу ценностей компании и знакомить с ней сотрудников сразу, как только они присоединяются к команде. Лучше, чтобы на эту тему с новым человеком общался его куратор или HR-менеджер: "Руководитель не может ограничить личную свободу сотрудника — например, заставить его придерживаться корпоративного стиля в личных аккаунтах. Зато он может донести, что всё, связанное с компанией, особенно коммерческая информация, всегда фиксируется внутренними документами и об этом никому нельзя рассказывать".
"Соцсети — это витрина компании, самопрезентация её сотрудников и руководителя", — говорит гендиректор HR-маркетплейса JungleJobs Евгения Дворская. Она считает, что контент обязательно нужно отслеживать и наказывать сотрудников за неисполнение правил, чтобы избежать репутационных рисков. Но прежде, чем карать, важно прописать правила упоминания компании в интернете и донести их до работников: "Запретить публиковать "пьяные" фотографии с корпоративов невозможно, но запретить ставить хештег организации или писать, что человек её представляет, — можно".