Второй по величине ритейлер мира французская Carrefour готовится к поглощению «Седьмого континента». Предварительное соглашение с владельцем 74,8% акций российской сети Александром Занадворовым уже подписано.

«На месте битого бойца должен встать новый», — так прокомментировал «Ф.» эту новость совладелец сети «Магнит» Сергей Галицкий. Аналитики тоже позитивно оценивают подписание соглашения. Во-первых, это лишнее подтверждение привлекательности сектора и интереса к нему со стороны иностранных стратегов. Во-вторых, эксперты уверены, что Carrefour удастся наладить бизнес «Седьмого континента» до конкурентной сети супермаркетов с приемлемой маржей и трафиком. В-третьих, эта сделка может стать сигналом для начала активной консолидации рынка. «Доступ к международным источником финансирования позволит развиваться быстрее», — говорит аналитик «Открытия» Ирина Яроцкая.

 Всех порвет

«Надеюсь, с приходом менеджеров Carrefour, «Семерка» снова станет хорошей сетью супермаркетов. И вернет у «Перекрестка» долю и трафик, потерянные за последние 4 года, — надеется аналитик «ВТБ Капитал» Мария Колбина. — У французов хороший шанс вновь занять лидирующие позиции на московском рынке супермаркетов: конкурентов немного. «Азбуку вкуса» с ее 25 премиальными магазинами и «Глобус Гурмэ» в счет не беру». Однако если сделка все-таки состоится, скорее всего, Carrefour выберет мультиформатную стратегию и, так или иначе, будет работать в нижнем ценовом сегменте. Либо путем реформатирования супермаркетов «Седьмой континент» (исключать этого нельзя), либо приобретения сети дискаунтеров. «Конца кризиса пока не видно, и Carrefour понимает, что в проблемной России на одних супермаркетах далеко не уедешь», — рассуждает Ирина Яроцкая. Без сомнений, что французы будут развивать разветвленную сеть на основе существующих 8 гипермаркетов «Седьмого континента». Магазины крупных форматов – конек западного ритейлера. «Гипермаркеты более всего испытают на себе ужесточение конкуренции, — полагает Татьяна Бобровская, аналитик «Брокеркредитсервиса». – «Ашан», «Карусель», «Метро» почувствуют давление».

 До сих пор лишь немногим федеральным ритейлерам удалось построить качественную логистику. Как раз благодаря этому фактору лидируют на рынке и имеют ценовое преимущество Х5 Retail Group, «Ашан», «Магнит». И вряд ли стоит сомневаться, что Carrefour тоже сумеет построить эффективную логистику: у сети большой опыт работы в самых разных странах, администрациями и регулирующими органами. «Carrefour придется дотянуть многие финансовые и операционные показатели и параметры «Седьмого континента» до своих стандартов, — рассуждает Мария Колбина. — Маржа не должна быть на таком уровне, на котором она сейчас, — нужно построить нормальную логистику». Приход мирового лидера в принципе подстегнет и ритейлеров, и производителей к созданию современной торговой инфраструктуры. «Торговля не сможет оставаться на уровне советских времен с принципом — «мы произвели и привезли, а вы уж как хотите, так и продавайте», — рассуждает Татьяна Бобровская. – Каждый должен быть заинтересован в снижении логистических расходов до минимума, ориентироваться на поставки товаров в нужном количестве в нужные сроки».

 Не стоит переоценивать

Аналитик «Тройки Диалог» Михаил Красноперов называет выход Carrefour на российский рынок позитивным для отрасли в целом и бизнеса «Седьмого континента» в частности, но от громких оценок воздерживается: «В суммарном обороте торговли продуктами питания России доля «Седьмого континента» не превышает 1%. У нее сильные позиции в сегменте супермаркетов в Москве, но, тем не менее, мы не ожидаем, что, поменяв собственника, компания сможет существенно изменить соотношение сил на рынке».

«Бизнес «Семерки» хромал и до кризиса, — напоминает Мария Сулима из «Метрополя». — Не думаю, что с приходом Carrefour показатели резко улучшатся. Формат супермаркетов не очень популярен среди экономящих россиян. Если даже французы затеят ребрэндинг, реформатинг, репозишинг ассортимента и сети — это все равно займет время. После реального прихода Carrefour острой конкуренции в краткосрочной перспективе не возникнет. Потребитель ориентируется сейчас, прежде всего, на цены. В дальнейшем, при условии, что экономическая ситуация выправится, Carrefour может захватить значительную долю рынка».

 Вопрос брэнда

С одной стороны, марка «Седьмой континент» — сильная и узнаваемая. С другой, неэффективность менеджмента в последние годы привела к тому, что сеть негативно себя зарекомендовала с точки зрения ценовой политики и ассортимента. «Carrefour, вероятнее всего, разработает маркетинговую стратегию для позиционирования «Семерки» как части французской компании, — полагает Мария Колбина. — Нельзя исключать реформатирования некоторых супермаркетов в дискаунтеры, и появления нового брэнда. Например, одного из тех, с которым сеть работает на других рынках в экономичном сегменте — Maxi-Dia, Ed».

 «Carrefour будет активно увеличивать долю private labels в продажах, — полагает Ирина Яроцкая. — С его опытом успешного развития товаров под собственными марками на других рынках, где они занимают до 50% ассортимента, ритейлер быстро сумеет увеличить валовую маржу. Эффект от смены собственника не будет виден сразу, но пройдет пара кварталов, после которых будет намечен прогресс и станет ясен избранный путь развития».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments