Конкуренция на российских рынках слабеет. Такой вывод содержится в докладе аналитического центра при правительстве о состоянии конкурентной среды в 2016 году. Исследование основано на результатах опроса 1,5 тыс. компаний, 80% из них — микропредприятия (главным образом обрабатывающих отраслей, торговли, услуг и строительства) из 84 регионов РФ.
Опросы, проведенные в первом квартале 2016 года, показали, что 51% респондентов считает конкуренцию на своих основных рынках высокой или очень высокой (53% в 2015 году и 73% в 2014 году), при этом 11,5% опрошенных указывают, что конкуренты отсутствуют. Слабой или вовсе отсутствующей конкуренцию в бизнесе в РФ в целом считают 24% опрошенных (21% и 5% в 2015 и 2014 годах соответственно). При этом лишь 40% компаний считают конкуренцию полезной (главным образом крупные предприятия), тогда как 20% уверены, что она не оказывает положительного влияния на бизнес. Наиболее сильна конкуренция среди пищевиков, производителей стройматериалов и неметаллических изделий и в секторе ИТ-технологий. Слаба же она в деревообработке и ТЭКе.
Рост числа конкурирующих предприятий в последние три года в 2016 году отметили 50% респондентов (58% в 2015 году) — в основном за счет появления новых российских компаний. На сокращение претендентов на долю рынка указали 24% (15% в 2015 году). Это "свидетельствует о постепенном ослаблении остроты конкуренции на российских рынках",— отмечается в докладе. Основные причины сокращения числа конкурентов — уход с рынка российских предприятий (42% опрошенных), антиконкурентные действия органов власти (41%) и уход иностранных компаний (21%). Увереннее других стали чувствовать себя производители продовольствия (33% в 2016 году против 19% в 2015 году) и электроники (59% против 38%). "Они все чаще замечают, что при увеличении цены продукции на 15% при прочих равных условиях объемы их продаж снизятся менее чем на 15%",— отмечают аналитики центра. Наибольшая же чувствительность спроса к ценам наблюдается у производителей стройматериалов, что, вероятнее всего, объясняется снижением спроса.
Влияние государства на состояние конкурентной среды и деятельность бизнеса негативным считают 33% компаний (37% в 2015 году). При этом о положительном влиянии государства на их бизнес заявили 4% респондентов (9% в 2015 году).