На фоне экономического кризиса и 10%-го падения реальных зарплат в России сети секонд-хенд расширяются. Правда, обвал рубля ударил и по ним. Теперь магазинам подержанной одежды приходится делать упор не на низкую цену одежды, а на ее более высокое, чем в традиционном масс-маркете, качество. Для этого надо повышать и качество торговых объектов

Объем рынка одежды в России с каждым годом растет. В 2014 г. он увеличился, по разным оценкам, до 2,6–3,3 трлн рублей, на 8,3%. Сегмент масс-маркет, к которому относятся дисконтные магазины, секонд-хенды и вещевые рынки, занимает 45–50% рынка. Оценки доли секонд-хенда в общем объеме продаж одежды разнятся у разных экспертов на порядок: от 0,15-0,2% до 1% и даже 3–5%.

По оценке финансового аналитика "Финам" Тимура Нигматуллина, объем рынка бывшей в употреблении одежды в России составляет 5,8 млрд руб. (в пределах 0,2% всего рынка). "Рынок секонд-хенда в России достаточно сложно оценить, но по косвенным показателям видно, что существенной динамики нет. Возможно, это связано с ростом импорта из Китая", — отметил он. Правда, в 2009 г. его коллега по "Финаму" Максим Клягин оценивал долю секонд-хенда в общих продажах одежды в 3–5%, что в 2014 г. позволило бы оценивать оборот всех участников сектора в диапазоне 78–165 млрд руб. в год.

Эти цифры в любом случае не позволяют дать точную оценку весьма диверсифицированного и закрытого рынка секонд-хенда. Но, если оценивать по базовым индикаторам недорогих одежных сетей самые крупные из сетей секонд-хенда — с десятками магазинов по всей стране — оборот каждой из них будет оцениваться в миллиарды рублей в год.

В 2008–2009 г. (в разгар кризиса) наблюдался резкий рост интереса покупателей к магазинам секонд-хенд. Тогда, согласно опросу порталом Supеrjob.ru 1800 респондентов, число тех, кто часто покупает вещи в секонд-хендах, выросло с 1% в 2008 г. до 3% в 2009 г. Выросло и число тех, кто посещал секонд-хенды время от времени — с 8% до 10%. Как и тогда, сейчас на руку секонд-хендам играет стремительная потеря доходов покупателей: по последним данным Росстата реальная зарплата в России за год снизилась на 10%. При этом оборот розничной торговли упал на 9,1%.

Рост сетей

Федеральная сеть секонд-хендов "Мегастиль" считает кризис удачным временем для разморозки старых планов по экспансии. Ретейлер на днях открыл свой пятый магазин в Санкт-Петербурге и первый — в Великом Новгороде. Таким образом, количество магазинов в сети увеличится до восьми точек. На старте проекта "Мегастиль" собирался открыть в 2013–2014 гг. около 15 магазинов площадью 1–10 тыс. кв. м. Однако, так свои планы и не реализовал. Развитие возобновилось с приходом кризиса и ростом спроса на недорогую одежду (в основном, вещи в магазинах "Мегастиль" стоят 350–500 руб.).

"В настоящий момент мы отказались открывать гипермаркеты площадью более 1500 кв. м в городах с населением меньше миллиона. К тому же, даже в городах-миллионниках не всегда есть подходящие для нас площади", — рассказывает Александр Айвазян, директор по маркетингу и развитию сети.

Еще одна сеть, торгующая бывшей в употреблении одеждой и работающая, в том числе, по франшизе, "Во!Ва!", также может похвастаться новыми магазинами. В июле она открыла два магазина в Ярославле и один в Калуге. Месяцем раньше пришла с одним магазином в Курск. Все перечисленные регионы являются новыми для ретейлера.

Однако, сеть планирует временно остановиться на 21 магазине. Об этом рассказал директор псковского магазина Владимир Красавин. По его словам, в регионах не все решаются идти в секонд-хенды, чувствуют стеснение из-за того, что покупают ношенную одежду. "Рязань по непонятным причинам совсем не пошла, — отметил он. — Пришлось закрыть магазин".

Владимир Красавин также посетовал на то, что из-за падения курса рубля пришлось увеличить цены на товары. "Мы увеличили цены на 20%, но по сравнению с другими розничными сетями — это не много", — считает он.

Представитель сети "Евротекс" в Южном федеральном округе, управляющая 40 магазинами, также рассказала о недавних открытиях: "В августе 2015 г. нами было открыто три магазина в городах Пятигорск (Ставропольский край), Ростов-на-Дону и Усть-Лабинск (Краснодарский край). Расширение сети планируется и далее".

Сеть открывает магазины самостоятельно, объясняя отказ от франшизы необходимостью более оперативно реагировать на изменение запросов покупателей. В сети также добавили, что их магазины могут отличаться по площади, но ассортимент в них выдержан в одном ключе.

Скромнее надо быть

Региональная сеть "Мир Секонд Хенд", одна из крупнейших в своем сегменте (90 магазинов по всей стране), в отличие от коллег не планирует в 2015 г. открывать новые точки. "В этом году не запланировано новых открытий, пока все силы брошены на поддержание и преобразование тех магазинов, что есть", — заявили в компании. Представитель ретейлера отметил, что стратегия остается неизменной с 1991 г. Таким образом, нынешний кризис почти не отразился на деятельности сети магазинов.

"Рост цен незначительный, как ежегодная инфляция", — уточнили в компании. Несмотря на то, что закупки сети напрямую зависят от курса валют, выручка, по словам представителя "Мира Секонд Хенд", не падает. "Связано это с верной стратегией, направленной на внутренние изменения магазинов: сервис, удобство для покупателя", — отметили в компании. Тем не менее, в официальной группе ретейлера в социальной сети покупатели жалуются, что цены на некоторые товары сильно выросли.

Некоторые магазины "Мира Секонд Хенд" пришлось закрыть еще перед кризисом. "Закрылись несколько точек в 2014 г., это те магазины, которые не оправдали себя. Для того, чтобы они не тянули остальных вниз, было принято решение о закрытии", — сказали в компании.

В "Мире Секонд Хенд" не заметили увеличения спроса в связи с кризисом: "Спрос остался на том же уровне, то, что те люди, которые отдавали предпочтение масс-маркету, ринулись в "секонды" — слишком преувеличенный миф", — посетовал представитель компании.

Однако это мнение не разделяют в "Мегастиле". "Безусловно, к нам "пришли" покупатели из более дорогих супермаркетов новых вещей. Для них, как оказалось, покупать у нас выгоднее", — рассказал директор по маркетингу и развитию компании Александр Айвазян. Он считает, что переход покупателей в секонд-хенды закономерен: "Что касается магазинов формата масс-маркет, то, конечно, они для нас конкуренты, поскольку продают товары из Китая, которые также стоят недорого. Многие покупатели, к сожалению, жертвуют качеством, предпочитают экономить. В дальнейшем, после использования таких вещей, они приходят к нам".

В "Евротексе" также считают, что кризис не оказал особого влияния на спрос в сегменте секонд-хенд одежды: "Но некоторая тенденция приобщения к нашим товарам людей, ранее не задумывавшихся о приобретении одежды секонд-хенд, наблюдается. Зачастую, после посещения магазинов "Евротекс", такие люди оказываются приятно удивлены, обнаружив, что можно приобретать качественные вещи европейских брендов за гораздо меньшие деньги".

Гуси и их товарищи

Обычные одежные сети пока не готовы видеть в торговцах подержанных вещей своих соперников. Генеральный директор сети дешевых мультибрендовых магазинов "Фамилия" Владимир Мосин не стал комментировать вопрос о конкуренции со стороны набирающих силу сетей секонд-хенд. Генеральный директор сети Modis Андрей Котов также считает, что магазины секонд-хенд вряд ли составят конкуренцию масс-маркету: "Рост цен в fashion-сегменте заставляет покупателей искать способы сэкономить на покупке одежды и обуви. Экономить пытаются на всем, но без одежды не обойтись. Эксперты предрекают расцвет секонд-хендов, но конкуренцию сетям розничных магазинов они вряд ли составят".

По его мнению, даже в кризис, экономя на всем, люди все равно хотят носить качественную одежду, особенно, если это касается выбора одежды для детей. "Безусловно, все зависит от поставщиков, ведь среди товара, который может быть привезен, встречаются и хорошие вещи, может быть, даже не ношенные, но чуть-чуть по цене выйдут дороже, а есть дешевые, но которые разве что на тряпки можно пустить. И даже низкий ценник не поможет их продать. Да и многие потребители скорее будут гнаться за скидками у своих любимых брендов и из соображений экономии чаще будут покупать новую одежду и обувь в интернете", — добавил Андрей Котов.

Впрочем, магазины секонд-хенд еще задолго до кризиса ушли от развалов на улице к цивилизованным светлым залам с примерочными, кассами и даже игровыми зонами для детей. На вешалках можно найти одежду известных брендов по ценам в два раза ниже масс-маркета. Нюансов два. Во-первых, эту одежду уже носили. Во-вторых, часто это вещи из старых и очень старых коллекций того же произведенного в Китае товара масс-маркета. Но произведенного для Европы.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments