Новые форматы торговли кибермаркеты и аутпосты приобретают популярность не только в отрасли бытовой техники и электроники. В скором времени через онлайн-маркеты и систему пунктов выдачи можно будет заказать даже продукты.
Современные форматы торговли: кибермаркеты + аутпосты
Наряду с традиционными видами торговли: "магазин у дома", супермаркет, гипермаркет, в связи с бурным развитием электронной коммерции в Санкт-Петербурге набирают популярность современные форматы, такие как кибермаркет и outpost.
Кибермаркет представляет собой большой круглосуточный магазин-склад, в котором вместо витрин с товарами располагается несколько десятков терминалов, позволяющих выбрать необходимый товар через электронный каталог, то есть Интернет-сайт. Покупатель выбирает и оплачивает необходимый товар, после чего сразу же получает его в окне выдачи. Общее время покупки не превышает 15 минут.
Одним из важных преимуществ кибермаркета является существенная экономия на площади торгового зала, которую можно заменить складскими помещениями, способными вместить гораздо более широкий ассортимент товаров. Терминалы также заменяют часть персонала торгового зала, так как предполагают, что покупатель самостоятельно выбирает и сравнивает характеристики товара в электронном каталоге. Тем не менее, вместо продавцов в зале всегда находятся несколько консультантов, которые помогут в выборе только по желанию клиента.
Таким образом, кибермаркеты представляют собой попытку совместить преимущества оффлайновой и онлайновой торговли, при этом устранив их недостатки. Сокращение торговых площадей и замена их складскими помещениями позволяет компании снижать операционные издержки, что дает возможность поддерживать низкие цены на продукцию при сохранении широкого ассортимента.
Использование торговых терминалов вместо продавцов в основном направлено на молодую аудиторию и продвинутых Интернет-пользователей. Для покупателей, недостаточно хорошо разбирающихся в технических характеристиках продукта, формат кибермаркета предполагает возможность получить совет у консультантов зала. То есть новый формат торговли способствует вовлечению как можно более широкой аудитории и представляет собой "мост" от традиционных супермаркетов к развитию Интернет-магазинов в чистом виде.
Флагманом инновационных технологий торговли в Санкт-Петербурге выступил один из ведущих игроков розничного рынка компьютерной техники и электроники Юлмарт. Первый кибермаркет открылся в Петербурге в 2008 году. Современные кибермаркеты — это адаптированная под розницу модель оптового бизнеса "UltraElectronics", изначально основанная на ее технологической базе. Идею создания розничных магазинов нового формата следует считать достоянием российской компании.
Кибермаркеты успешно развиваются в миллионниках. Чтобы обеспечить широкий территориальный охват, в том числе в небольших городах, компания развивает еще один новый формат торговли – сеть мини-маркетов Outpost. Сейчас у компании 9 кибермаркетов (8 в Петербурге) и 75 пунктов Outpost (32 — в Петербурге, не считая ближайших пригородов) находятся в Северо-Западном федеральном округе. Юлмарт представлен в 33 городах Северо-Запада.
Формат Outpost объединяет в себе пункт выдачи предварительных заказов и точку доступа к электронному каталогу (терминал). Преимуществом такого формата является то, что торговые площади в данном случае сокращены до минимума, поэтому помещения требуются только для небольшого склада (общая площадь объекта не более 50 кв. метров). Это позволяет при минимальных инвестиционных вложениях открывать большое количество пунктов выдачи, чтобы клиент имел возможность забрать товар по дороге домой.
Аутпосты отличаются от обычных пунктов выдачи большинства Интернет-магазинов (привычный российским покупателям "самовывоз") тем, что в них располагаются терминалы, с помощью которых можно при наличии товара в пункте дозаказать необходимые компоненты или дополнительные аксессуары, изменить выбор цвета или технических характеристик. Поэтому в аутпостах кроме заказываемых товаров на складе присутствуют топовые модели.
Кибермаркеты в данной системе выступают крупными узловыми точками, со складов которых товар поступает в аутпосты. Таким образом, оба новых формата объединены в сеть и дополняют друг друга. Заказы поступают в компанию через терминалы и консультантов в кибермаркетах, через Интернет-сайт и колл-центр, а забрать товар потребитель может в удобном для него кибермаркете, пункте выдачи outpostили заказать доставку.
По данным первого полугодия 2013 года, 54% покупок было совершено через Интернет-сайт Юлмарт, 37% — через кибермаркеты и пункты Outpost, 9% — через контакт-центр. Такая статистика демонстрирует высокую популярность формата кибермаркет и аутпост для совершения заказов. Причем стоит отметить, что только на 15% заказов была оформлена адресная доставка, остальные же товары покупатели забирали в магазинах нового формата.
Система нового формата торговли требует отлаженной работы логистической цепи, высокотехнологичного оборудования, специализированного программного обеспечения и квалифицированного персонала, занятого в службе доставки. Способность обеспечить быструю и качественную доставку и распределение товаров по пунктам выдачи — это основной риск ведения бизнеса в подобном формате.
Экспансия новых форматов
Новые форматы перенимают и другие компании отрасли. Сейчас почти все новые ритейлеры, особенно сегмента электроники и бытовой техники, начинают работать именно в гибридном формате.Молодой интернет-магазин "Киберри Элекроникс", ведущий свою деятельность с конца 2011 года, использует в Санкт-Петербурге сеть из 4 киберри-маркетов (такое название получил формат в рамках сети) и 4 пунктов выдачи.
Другие компании, уже давно работающие на рынке компьютерной техники и электроники СЗФО, также развивают направление Интернет-торговли. Так, например, компания КЕЙ владеет 18 супермаркетами цифровой техники в Санкт-Петербурге и 10 в регионах. Компания придерживается идеи, что покупателю необходимо оценить товар перед покупкой, предварительно подержав его в руках, и поэтому не собирается отказываться от "классического" формата супермаркета. Однако в июле 2013 года КЕЙ обновил один из своих магазинов, установив в нем терминалы доступа к электронному каталогу. Продолжает работу и Интернет-сайт, заказанные через него товары можно получить курьером или самостоятельно забрать из ближайшего супермаркета.
По словам Дмитрия Богомолова, регионального директора компании Юлмарт, всё чётче проявляется тенденция усиления присутствия в онлайне традиционных федеральных ритейлеров. "Если раньше электронный каталог рассматривался лишь как приложение к обычному магазину, то скоро магазины станут приложением к электронному каталогу. Сейчас мы наблюдаем подобные метаморфозы в США, а ситуация в российском ритейле во многом повторяет таковую в американском десятилетней давности", — рассказывает Дмитрий Богомолов.
По схеме "Интернет магазин + доставка + самовывоз из супер/гипермаркета" действуют и другие известные в Северо-Западном регионе компании: Компьютерный мир, Белый ветер Цифровой, а также гиганты российской сетевой розницы бытовой техники и электроники Эльдорадо, Техносила, MediaMarkt и М.Видео.
"Евросеть", одна из крупнейших российских компаний на рынке сотового ритейла, также активно развивает направление Интернет-коммерции. "Форматы кибермаркетов отнюдь не новы для России – компьютерный магазин "Санрайз" начинал работать в Москве по этой технологии еще десять лет назад", — рассказал "Эксперту Северо-Запад" Андрей Кашуба, представитель компании "Евросеть". Он также отметил, что подобный формат больше подходит для продаж крупной бытовой техники, где с помощью терминалов действительно решаются вопросы сокращения расходов по аренде помещений. Таким образом, терминалы самообслуживания заменяют витринные образцы.
"Для нашей компании это менее актуально, как в силу специфики нашего товара, так и из-за формата и плотности расположения салонов связи. К тому же сейчас товар с доставкой из Интернет-магазина можно заказать в любом из более пяти тысяч розничных салонов, чем покупатели и пользуются", — прокомментировал направление развития компании Андрей Кашуба. По его мнению, ассортимент интернет-магазина всегда больше, чем ассортимент любого "Дворца связи". А для жителей небольшого города доступ к интернет-магазину — это доступ к федеральной товарной матрице крупнейшего ритейлера.
Несмотря на то, что супермаркеты и гипермаркеты позволяют покупателю попробовать функционал товара прямо в торговом зале и проконсультироваться со специалистами, кибермаркеты и аутпосты зачастую предлагают потребителям более низкие цены при сохранении широкого ассортимента и гибкой удобной системе доставки, что и определяет их успех и конкурентоспособность на рынке.
Аутпосты завоевывают другие отрасли
Исследования Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) показали, что по количеству Интернет-магазинов самыми популярными являются сегменты электроники (40 магазинов), бытовой техники (23 магазина), одежды, обуви и аксессуаров (21 магазин). Среди гигантов Рунета первая тройка лидеров выглядит следующим образом: РЖД (билеты), Аэрофлот (билеты), Юлмарт (электроника). Среди наиболее популярных товарных категорий, покупаемых в Интернете, можно выделить бытовую технику – 21%, книги – 21%, спортивные товары – 19%, цифровой контент – 18%.
Гибридные формы торговли, появившиеся в отрасли электроники и компьютерной техники, начинают постепенно распространяться и на другие рынки. В 2011 году "Связной" запустил проект по развитию сети онлайн-универмагов Enter.
В этих торговых точках помимо традиционной для компании электроники продают бытовую технику, мебель, ювелирные изделия, спортивные и детские товары, садовый инвентарь и многое другое. Компания старается подчеркнуть мультиканальность ритейлерской сети, предоставляя возможность потребителю заказать товары через сайт, колл-центр, высокотехнологичные оффлайновые точки продаж (терминалы), каталоги, мобильные приложения и социальные сети.
В настоящее время в Санкт-Петербурге функционируют 5 онлайн-универмагов, которые по своему содержанию представляют собой пункты выдачи заказов, но также вмещают небольшой торговый зал с непродовольственными товарами первой необходимости и терминалами для доступа к электронному каталогу.
Среди зарубежных примеров можно вспомнить развитие аутпостов в Японии, где по дороге на работу можно заказать с помощью терминала набор продуктов, а вечером, возвращаясь домой, забрать укомплектованный набор из удобно расположенного пункта выдачи.
Похожую схему реализовала сеть онлайн-гипермаркетов продовольственных товаров "Утконос" в Москве. Изначально покупатели, выбрав на сайте необходимые товары, могли заказать доставку или забрать покупки из центра выдачи, расположенного рядом с домом. Затем стратегия компании изменилась, и было принято решение перейти только на формат доставки и закрыть все аутпосты. Однако возникшие с логистикой проблемы и жалобы клиентов на неудовлетворительную работу службы доставки не позволили компании отказаться от пунктов выдачи.
Развитие Интернет-торговли в России
Факторы, сдерживающие развитие новых форматов торговли, содержатся не только в недостаточно хорошо выстроенной в России логистике и слабо развитой инфраструктуре. Важно отметить, что, несмотря на бурное развитие российской Интернет-торговли, большая часть населения еще не вовлечена в этот процесс и не готова выбрать сотовый телефон или монитор самостоятельно по техническим характеристикам, указанным в электронном каталоге, без помощи консультантов.
По данным Российской Ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК), рынок электронной коммерции в России стремительно растет, в среднем с темпом в 25-30% в год. За 4 года рынок Интернет-продаж увеличился практически в два раза: с 210 млрд в 2009 году до 405 млрд рублей в 2012 году. Следует отметить, что темпы роста данного сегмента в 10 раз превышают темпы роста экономики России: в 2012 году ВВП (в постоянных ценах 2008 года) вырос на 3,4%, в то время как рынок электронной коммерции – на 27%.
Несмотря на внушительную динамику показателей, e-commerceранее занимала не более 1% в российской розничной торговле, в 2012 году составила всего 2,2%, а к 2015 году эксперты прогнозируют рост до 4,5%. Однако сравнение объемов российского рынка с другими странами показывает, что Интернет-продажи находятся в России на самой ранней стадии развития. Объемы российского рынка нельзя даже сопоставить с мировыми продажами в 1 трлн USD.
Среди регионов лидерами традиционно выступают Северная Америка и Западная Европа: по данным на 2012 год их доли в мировой Интернет-торговле составили 33,5% и 26,9% соответственно. Однако наблюдается тенденция к снижению влияния данных экономико-географических зон и бурному росту электронных продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе, объемы которого уже обогнали Европу и достигли 30,5% от мировых продаж.
Отставание России от зарубежных стран связывают с достаточно низким уровнем проникновением Интернета, который составляет всего 40%: месячная аудитория в 58 млн Интернет-пользователей против населения в 143,3 млн человек. Причем среди тех, кто проводит время в сети, только 25% совершили покупки в 2012 году, что в количественном выражении не превышает 22 млн человек. Стоит также отметить, что 69% совершенных в Интернет-магазинах покупок оплачиваются наличными, а на банковские карты и электронные деньги приходится по 14% и 5% соответственно.
Поэтому на данный момент создание сетей гибридного формата в России в различных отраслях — это единичные проекты. При этом нужно отметить, что интерес инвесторов к проектам Интернет-торговли растет. В последние годы электронная коммерция была основным направлением венчурных инвестиций в России. Потенциал российского рынка Интернет-торговли огромен, а новые форматы представляют собой очень гибкие системы, и с увеличением молодой аудитории и вовлечением взрослого населения в информационные технологии, молодые Интернет-магазины с мультиканальными сетями заказов и налаженной системой распределения и доставки товаров смогут сильно потеснить сетевых гигантов розничной торговли.
"Не думаю, что интернет-торговля полностью заменит традиционные магазины электроники, но существенная часть продаж из офлайна, конечно, уйдёт. Сейчас доля онлайна в торговле электроникой в России составляет около 12 %. Через пять лет прогнозируется её рост до 25 %, через десять — до 50 %. Во многом это связано с тем, что ритм жизни ускоряется, у людей остается всё меньше времени на походы по магазинам", — описывает перспективы развития Дмитрий Богомолов, региональный директор компании Юлмарт.