Присоединение Крыма обернулось для России экономическими санкциями и подмоченной мировой репутацией. А что получил от смены флага сам полуостров? Корреспонденты РБК побывали в Крыму и посмотрели, как спустя год живут и зарабатывают местные предприниматели.
Крымская весна. Теперь это не только цветущий миндаль, щебечущие наперебой птицы, слепящее глаза море и просыпающиеся набережные курортных городов, но и годовщина известных всему миру событий. Год назад среди местных жителей было много скептиков, делится наблюдениями директор крымской розничной сети "Яблоко" Татьяна Пикалова. "Но потом начались все эти события на юго-востоке Украины, и мы поняли, что это очень хорошо для нас, что мы стали частью России, — продолжает она. — Конечно, сейчас много сложностей переходного периода, но все они преодолимы. Спасибо, что нет войны".
"Проще в космос полететь"
В России не все гладко, но на Украине еще хуже — эту мысль повторяли почти все собеседники РБК в Крыму. "Не все гладко" в цифрах 2014 года выглядит для полуострова так: промышленность — почти минус 10%, оборот розничной торговли — минус 8%, строительство — 44,5% от уровня 2013 года.
"Мы Украиной быть перестали, но и Россией не стали, какая-то "Недороссия", — усмехается один из крымских предпринимателей. Но те, кто настроен позитивно, находят решения всем проблемам.
Почти не действует железнодорожное сообщение с Украиной, а паромы на Керченской переправе не справляются с потоком транспорта? — Так скоро мост построят, а по делам мы через Москву хоть куда летаем. Не работают Visa и Mastercard? — Привыкли с пачками купюр ходить. Ушли украинские клиенты? — Зато российские появились: 146 млн человек против 43 млн. Из-за проблем с поставками стало меньше продуктов в магазинах? — Ну раньше было десять видов кефира в магазине, а сейчас два — нормально.
На полуострове формально не появились российские операторы связи: МТС, "ВымпелКом" и "Мегафон" продолжают публично открещиваться от крымского бизнеса, хотя и понизили тарифы для местных звонков почти до уровня внесетевого роуминга. Из российских операторов Крым сейчас обслуживает только краснодарский "К-телеком" (бренд Win Mobile). Он начал работать в августе 2014 года на частотах МТС. В МТС неоднократно опровергали свою связь с краснодарской компанией, но у крымчан на этот счет свое мнение: "Win, win, но мы-то знаем, кто это. У меня две сим-карты, одна российская — МТС, другая — крымская Win, от обеих мне приходят одинаковые сообщения", — усмехается предприниматель из Симферополя.
Крупнейшие российские банки по-прежнему обходят Крым стороной: из топ-20 по активам на полуострове работает только "Россия", но ему терять нечего — сам еще с 20 марта 2014-го находится под санкциями. В апреле в Крыму появилось представительство "России", а к лету банк открыл сеть из 30 офисов, обслуживающих частных и корпоративных клиентов.
Но "завоевать" местный рынок удалось не ему, а Российскому национальному коммерческому банку (РНКБ). Бывшая "дочка" Банка Москвы (сейчас 99,9% акций банка принадлежит петербургской группе компаний "Комплексные энергетические решения") раньше других после присоединения начала осваивать новую территорию: свое первое отделение на полуострове РНКБ открыл 31 марта 2014 года. В банке сразу завели счета многие крымские юрлица. "Выбора не было, — объясняет финансовый директор одной из крымских компаний. — Хотя поначалу РНКБ работал даже без контактных телефонов, и бухгалтерам приходилось почти каждый день бегать в банк и стоять в очередях, но постепенно все наладилось".
Сейчас РНКБ — крупнейшая банковская сеть на полуострове, включающая 240 отделений и около 700 банкоматов. Расположились они в том числе в бывших помещениях украинских Сбербанка, ВТБ и национализированного Приватбанка миллиардера Игоря Коломойского. Благодаря крымским клиентам РНКБ за год из восьмой сотни российских банков по объему депозитов юрлиц перешел в первую. Если год назад на счетах корпоративных клиентов в банке было всего 425 млн руб., к октябрю прошлого года — уже 22,6 млрд руб. Правда, и его постигла судьба "России": с июля 2014-го РНКБ входит в санкционные списки Евросоюза, а в марте банк попал и под санкции США.
Кроме РНКБ и "России" в Крыму работают Генбанк, ФИА-Банк, МАСТ-Банк и другие сравнительно небольшие российские банки. Но спектр их услуг настолько скуден, что предприниматели все чаще вспоминают о былых временах. "При Украине ипотека, автокредитование, потребительские кредиты были почти в каждом банке, а теперь мы как будто вернулись на 20 лет назад, — возмущается владелец торговой компании. — О каком потребительском спросе вообще можно рассуждать?"
Страдают не только потенциальные покупатели — самим бизнесменам тоже не позавидуешь. Банковские счета они с грехом пополам открыли, а вот взять в долг не могут. "Проще в космос полететь, чем получить сейчас кредит в Крыму, — говорит Татьяна Пикалова. — Банки формально готовы кредитовать, но реальных вариантов нет". Совладелец винодельческой компании "Сатера" Игорь Самсонов так описывает ситуацию: "Приходим мы в банк, с нас требуют данные о выручке компании за последние три года. Ну в гривнах я им могу дать, но им же в рублях надо!" Опрошенные РБК крымские предприниматели ведут переговоры о кредитах под 15–25% годовых с Генбанком, ФИА-Банком, но из-за долгого сбора документов и согласований заем пока никто не получил.
Бананы по 135 рублей
На годы назад отскочил и авторынок. "Раньше у каждого официального дилера была своя зона ответственности в зависимости от территории, — рассказывает директор и совладелец "Крым-Автохолдинга" Дмитрий Семенов, около десяти лет при Украине продававший автомобили Volkswagen. — Другие желающие не могли просто так зайти на рынок".
Генеральным импортером Volkswagen и Audi была компания "Порше Украина", и местные дилеры работали через него, поясняет бизнесмен, — то же самое было с Nissan, Toyota и другими марками. В России же все наоборот: на одной территории может быть сколько угодно официальных дилеров. "Сначала [после присоединения] я утратил статус и почти год не знал, что делать и чем заниматься, а у меня более 100 человек [сотрудников], — вспоминает Семенов. — Было тяжело, с нами никто не проявлял желания сотрудничать и подписывать контракты". Он заключил дилерский контракт с "Фольксваген Груп Рус" только в декабре 2014-го.
В прошлом году все, кто раньше хотел торговать импортными автомобилями, поехали в Россию, на материк, начали скупать автомобили у российских дилеров, привозить в Крым и продавать людям без каких-либо обязательств. Причина ажиотажа — в огромной разнице российских и украинских цен. Собранный на российском заводе автомобиль с автоматической коробкой передач на Украине стоил $21000, а в России — порядка $13000, поясняет Семенов. Причина — высокие таможенные сборы: на Украине на них приходилось порядка 55% стоимости товара.
Вслед за перекупщиками на материк отправились и сами крымчане. Сейчас в России за $3–4 тыс. можно купить машину, которая при Украине стоила $10–15 тыс., рассказывает таксист Александр: "До Краснодара и Ростова рукой подать, а если есть родственники в Москве и Питере, то там еще дешевле". Полуостров заводнили б/у машины, констатируют дилеры, Симферополь переполнен автомобилями, купленными в Краснодарском крае.
Полупустые полки, почти нет посетителей, бананы — 135 руб. за килограмм, груши "конференц" — 199 руб., 50-граммовая банка черной икры — 2969,4 руб. — супермаркет "Фуршет" в Симферополе производит удручающее впечатление: сразу вспоминаются многочисленные сообщения прессы о перебоях с поставками продуктов в Крым и о стремительном росте цен. Но этот магазин нельзя считать индикатором. Во-первых, больше половины продуктов в Крыму до сих пор продается на рынках, знает глава ассоциации "Содействие торговле Крыма" Сергей Макеев (госстатистики от России на этот счет еще нет). А на рынках торговля по-прежнему идет бойко, убедились корреспонденты РБК. Во-вторых, сетевая розница, на долю которой, по оценке Макеева, приходится менее 20%, тоже чувствует себя по-разному.
В универсаме "Яблоко", расположенном через дорогу от "Фуршета", полки заставлены продуктами, ассортимент — шире московского. В торговом зале площадью 1,2 тыс. кв. м — 18 тыс. товаров, рассказывает директор сети Татьяна Пикалова. Для сравнения: средняя площадь российского "Перекрестка" — 1 тыс. кв. м, он вмещает 13,5 тыс. позиций. Секрет изобилия в том, что у "Яблока" всегда был большой ассортимент местных товаров, и универсам быстро переориентировался на работу с российским ассортиментом, говорит Пикалова: "Понимаете, нам некуда было уходить: мы — крымская сеть, наш владелец — крымчанин. Мы сразу поняли, что теперь мы — российская компания, а крымские подразделения украинских сетей долго ждали отмашки от собственников". Владелец "Яблока" — Вячеслав Ташкинов. Ему также принадлежит ряд компаний, которые занимаются производством, оптовой и розничной продажей продуктов питания, например "Крымфрукт".
Из-за более высокой стоимости российских товаров и их доставки розничные цены на продукты питания в Крыму подскочили на 53,2% (декабрь 2014-го к декабрю 2013-го, данные Крымстата). Фрукты подорожали на 82,9%, мясо — на 64%, хлеб — на 34,2%. Аналогичные категории продуктов для всей России Росстат не приводит, но плодоовощная группа за это время подорожала на 22%, мясо и птица — на 20,1%, хлеб и хлебобулочные изделия — на 7,5%.
Впрочем, крымчане говорят, что продуктовая инфляция их не очень расстраивает. "Пенсионеры теперь даже фрукты на рынке могут себе купить, а раньше не могли себе позволить. Раньше пенсия — не было даже 1000 гривен [около 4 тыс. руб. по курсу на конец 2013 года]", — утверждает мэр Судака Владимир Серов. Средняя заработная плата в Крыму, исходя из данных Крымстата и расчетов РБК, в прошлом году выросла на 52,6% до 17,2 тыс. руб.
"Обезьянку потрогать"
А что же самая известная отрасль Крыма — курортная, за год потерявшая более трети клиентов? "Это был худший год на моей памяти, — рассказывает директор небольшого санатория, находящегося недалеко от Евпатории. — Иногда в коридорах повисала тишина, и не верилось, что я на работе, а за окном начало лета". О серьезном падении количества гостей РБК рассказали еще несколько менеджеров пансионатов и санаториев, приехавших в Ялту на профильную выставку.
Прошлогодние результаты — 3,8 млн человек против 5,9 млн в 2013 году — известны давно. Часть туристов заместили командированные с материка. "Ни для кого не секрет, что в санатории и пансионаты, особенно в те, что были национализированы, нагнали пенсионеров, инвалидов и детей, — кипятится житель Судака. — Частникам было тяжелее, а жителям, тем, кто обслуживает сектор, и вовсе беда: кошельки у льготников, понятное дело, битком не набиты".
Министр курортов и туризма Крыма Елена Юрченко категорически не согласна: по ее данным, в 2014 году из 3,8 млн человек по специальным оздоровительным программам полуостров посетило всего 300 тыс. человек. Новый сезон определенно будет лучше, считает министр, и ее слова, как мантру, произносят менеджеры крымских санаториев и пансионатов. Хотя и понимают, что пока не построен мост через Керченский пролив, даже расширение симферопольского аэропорта не поможет компенсировать падение спроса.
Свои слова Юрченко подкрепляет статистикой: за два первых месяца этого года в Крыму отдохнуло около 210тыс. человек — вдвое больше, чем в январе-феврале 2014 года. Кроме того, уже очевидно, что нужно гостям: большинство людей, приезжающих на Южный берег Крыма, предпочитают останавливаться в объектах уровня 4 и 5 звезд, то есть прежде всего востребован именно элитный отдых, подчеркивает министр курортов и туризма республики.
Действительно, у четырехзвездочной "Ялты-Интурист" — крупнейшей гостиницы на побережье (более 2500 мест), по словам замдиректора комплекса Андрея Атанова, количество посетителей в прошлом году выросло в среднем на 5–10% по сравнению с 2013 годом. Всего в течение года "Ялта-Интурист", принадлежащая российскому девелоперу и владельцу кинокомпании "Союз Маринс Групп" Александру Куликову, приняла около 120 тыс. человек. "Мы работаем круглогодично: если летом это в основном семейный, курортный отдых, то осенью-весной — деловые мероприятия, фестивали, конкурсы", — рассказывает Атанов.
"В этом году мы ожидаем 10–15-процентное увеличение количества гостей", — делится менеджер. В этом случае вырастут и доходы: стоимость номеров (действующий ценник на стандартный номер на двоих — от 3800 до 7500 руб. в сутки в зависимости от сезона) повысится на те же 10–15%.
На вопрос "Примет ли "Ялта-Интурист" Путина со всем окружением?" Атанов уверенно отвечает "Да!" А прошлым летом ради развлечения дорогих гостей на территории комплекса появился контактный зоопарк. "Можно подойти и обезьянку потрогать, — улыбается Атанов. — Я вам больше скажу: не в каждом крупном зоопарке в ассортименте есть один-два гиббона, а у нас их четыре!".