В последние месяцы российские ритейлеры столкнулись с последствиями массового оттока зарубежных компаний. В условиях внутренней конкуренции поставщики программного обеспечения в спешном порядке пытаются предоставить рынку импортозамещающие решения. Насколько успешен этот процесс для разных вендоров ПО? Своим мнением по данному вопросу делится Александр Беляков – генеральный директор компании «Ритейл Софт», стратегического партнера группы компаний «Сервис Плюс».
Чем заменить западное ПО для ритейла?
Отвечая на этот вопрос, я, разумеется, буду опираться на наш 30-летний опыт по созданию и внедрению программных продуктов для ритейла различного масштаба.
Этими продуктами являются:
- кассовое программное обеспечение «Супермаг УКМ 5» (УКМ-L);
- товароучетная система «СуперМаг»;
- программа лояльности покупателей «СуперМаг LOYA»;
- система видео-распознавания товаров «СуперМаг Vision».
- наше новое решение digital signate «СуперМаг DS».
Все наши кассовые решения, включая системы самообслуживания, киоски, весы и ноу-хау автоматического видео-распознавания товаров с помощью нейросетей, внесены в «Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных». Данный документ создан по инициативе Минцифры и уже давно служит надежным руководством в выборе ПО для ритейла.
Столкнулись ли ваши клиенты с необходимость импортозамещения?
Понятно, что формирование нашей продуктовой линейки происходило вне контекста импортозамещения. Мы создавали наши решения, совмещая передовые мировые технологии со специфическими требованиями российского ритейла и опираясь на высококвалифицированные программистские ресурсы, сосредоточенные в нашей компании. Такой подход всегда позволял нам успешно конкурировать как с отечественными, так и с иностранными производителями ПО. На сегодняшний день наши клиенты благополучно используют наши софтверные решения, все проблемы с импортозамещением обошли их стороной, и они продолжают развивать свой бизнес, не отвлекаясь на его поддержку.
Получилось, что естественным результатом политики разработки в компании явилось то, что наши достижения в области собственных независимых решений оказались уже прочно проверены временем, и сейчас мы не участвуем в авральной гонке за импортозамещающими технологиями, а используем наши многолетние наработки. Как следствие, в современных условиях мы наблюдаем не только стабильную работу ритейлеров, уже работающих под управлением наших решений, но и повышенный интерес к нашим продуктам, в том числе компаний, лишившихся поддержки западных разработчиков. Знакомство с нашими решениями всегда дополняется приятными впечатлениями о цене – особенно в сравнении с зарубежными аналогами.
Как так получилось, что ваши решения оказались независимы от сторонних вендоров?
В нашей компании мы считаем ритейл элементом критической инфраструктуры и осознаем всю ответственность за обеспечение бесперебойных продаж любой интенсивности и объема. Руководствуясь 30-летним опытом работы, в том числе с крупнейшими ритейлерами, мы считаем независимость клиента от вендора ПО такой же важной, как и его независимость от постепенно исчезающих с рынка западных технологий. Далее я постараюсь раскрыть, что мы подразумеваем под этой независимостью.
Традиционно сложилось так, что разработчики как импортного, так и отечественного ПО для автоматизации розничной торговли создают готовые монолитные решения, зачастую перегруженные избыточным функционалом, который ритейлер вынужден приобретать. Таким образом, вендор ПО фактически навязывает ритейлерам только то, что он уже произвел, производит или планирует производить.
Мы считаем несостоятельным предлагать на современном рынке кассовое ПО только с базовой системой скидок или принуждать клиентов приобретать систему с избыточным и невостребованным, но исторически присутствующему в классических монолитных кассовых решениях функционалу, за который ритейлеру ещё и платить приходится.
Чем в таком случае принципиально отличается ваше предложение от других систем на рынке?
«Сервис Плюс» – первая компания на рынке России и стран ближнего зарубежья, которая не только стала использовать решения, не имеющие лицензионных ограничений, скрытых платежей и не зависящие от западных компаний, но и предоставила ритейлерам полную свободу выбора действительного нужного им функционала в любой его сочетаемости. Мы также избавили наших клиентов, осознавших все недостатки монолитных решений, от необходимости отказываться от них и полностью заменять на наши. Вы просто приносите нам то, что у вас есть, – и мы делаем из этого то, что вы хотите. Как нам это удается? Ответ кроется в сервисно-ориентированной архитектуре (SOA), заложенной в фундамент наших решений. Сервисный принцип организации всех наших продуктов обеспечивает их легкую масштабируемость, взаимозаменяемость и взаимосочетаемость, а также – что крайне важно – совместимость с любым сторонним ПО.
Так, например, наша система лояльности «СуперМаг LOYA» предлагается в различных комплектациях, что позволяет исчерпывающе удовлетворять запросы самых разных по величине, сложности и специфике ритейлеров в поиске по-настоящему эффективных маркетинговых технологий.
Наше кассовое решение «СуперМаг УКМ 5» – первая отечественная касса, отвечающая принципам Web 2.0: выполняя проекты у наших клиентов, мы постоянно совершенствуем наше ПО и определяем вектор его развития в условиях современного рынка, а не пытаемся, как другие, закрыть нужды наших клиентов тем, что уже есть, и что, увы, уже нельзя изменить. У нас получается схема win-win: наши клиенты помогают нам – а мы помогаем стать лучше нашим клиентам, делая свой вклад в развитие их бизнеса.
Одним из многочисленных плюсов сервисно-ориентированного подхода к архитектуре является богатая линейка наших продуктов. Мы предлагаем самый широкий в России спектр разнообразных интеллектуальных и современных продуктов собственной разработки для решения любых ритейл-задач: от запуска сложных партнерских и коалиционных программ лояльности и полностью автоматизированных касс самообслуживания с анимацией и звуком, не требующих вмешательства аттендантов, до трансляции потока рекламы в торговом зале и использования искусственного интеллекта для автоматического распознавания товара, для контроля и сокращения потерь при пересортице. К слову, немного об этом. Аналоги нашей системы видео-распознавания «СуперМаг Vision» весьма малочисленны даже за рубежом. На отечественном же рынке, «СуперМаг Vision» первым и пока единственным вышел на полноценные промышленные масштабы, уже оснастив тысячи весов и касс самообслуживания во флагманских сетях продуктового ритейла уникальной системой распознавания товаров, без всех удобств которой покупатели уже слабо представляют себе свой регулярный поход в магазин.
Как вам удается поддерживать такой обширный портфель продуктов, причем одновременно и программного обеспечения, и оборудования?
Вектор на тотальную автоматизацию пришел к нам с Запада и в сфере ритейла достиг, пожалуй, своего апогея в эпоху пандемии. В этот не простой период нам удалось закрепить на рынке нашу новую линейку оборудования и ПО (в том числе, киоски DP и КСО «Гермес»). Собственная разработка программного обеспечения и оборудования для этой линейки позволили нам установить на нее цены, не сравнимые ни с западными, ни с отечественными аналогами. Многим из наших клиентов такая ценовая политика помогла остаться «на плаву» в кризисные времена ковида и продолжает спасать устоявшиеся бизнес-процессы и репутацию в наши дни, когда западные производители оборудования и ПО попросту снимают его не только с продажи, но и с поддержки. Проработав с нашими решениями самообслуживания, ритейлеры смогли оценить не только их цену, но и качество, которое не уступает зарубежным аналогам и теперь уже позволяет поставлять наши продукты за рубеж. В качестве особого отличия от западных производителей я бы, конечно, отметил кастомизацию, быстрое внедрение и авторское сопровождение наших продуктов. Мы приглашаем всех российских ритейлеров, испытывающих проблемы с использованием иностранных или классических монолитных решений, к сотрудничеству и заверяем, что функциональность и качество наших ИТ-продуктов будет на уровне предъявляемых ими требований.
«Сервис Плюс» – единственная компания на рынке России и СНГ, которая занимается проектированием и поставкой устройств, разработкой и интеграцией программного обеспечения, внедрением проектов и их поддержкой на протяжении всего жизненного цикла, реализуя сервис федерального масштаба. Мы действительно делаем все.
Так что, можно пользоваться нашими комплексными решениями «hard + soft», «касса + лояльность + реклама» или «киоск + лояльность + видео-распознавание + реклама» и т.п. в любых их комбинациях, а можно прийти к нам с тем решением, которым уже пользуетесь, и мы доработаем все то, чего вам не хватает – без необходимости замены вашего текущего кассового решения.
Какие тренды в кассовых системах вы бы отметили в 2022 году?
Говоря о трендах, не могу не отметить оплату по СБП с помощью QR-кодов, пришедшую к нам на смену Apple Pay и Google Pay и набирающую популярность. Для линейки наших решений возможность оплаты по QR-коду реализована в полном объеме: любой способ вывода QR-кода – на экран/дисплей покупателя/чековую ленту и даже проверка валидности QR-кодов. Покупателю же, как и прежде, достаточно принести с собой в магазин телефон, чтобы произвести оплату привычным способом.
Что бы считаете ключевыми факторами для успеха отечественной компании-вендора?
Наше кредо – всегда быть впереди: своевременно и бесплатно для клиента поддерживать обязательные законодательные изменения и инициативы, находить и оптимизировать решения, помогающие нашим клиентам справиться с вызовами современной экономической обстановки, словом, оставаться в тренде в любые времена. Опытный взгляд на ритейл со всех сторон позволяет нам решать комплексные задачи автоматизации, когда требуется быстро разработать и внедрить сквозные процессы, затрагивающие сразу несколько информационных систем. При этом мы постоянно работаем над сокращением совокупного времени от возникновения идеи до ее реализации, ведь мы отлично понимаем: чем быстрее ритейлер получит требуемый функционал, тем быстрее получит доход и ценную обратную связь от своих покупателей.
Недавно в Сочи прошел Международный форум инновационных технологий в пищевой индустрии и сельском хозяйстве. Традиционно наши новые и популярные разработки участвуют в подобных мероприятиях. На сочинском форуме наша система «СуперМаг Vision» в интеграции с весами DР получила высокую оценку от заместителя председателя правительства РФ, министра промышленности и торговли РФ Д.В. Мантурова. Приглашаем всех к продолжению диалога о наших возможностях в импортозамещении, независимости от вендоров и современному подходу в автоматизации ритейла в нашем телеграм-канале.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.