Российские власти давно научились использовать коммерческие аргументы в политических баталиях: в ход идут то газ, то вино, то боржоми. Новый тренд, похоже, в том, чтобы конвертировать политический скандал в коммерческий успех.
"Деньги" уже писали про особый шум вокруг выборов олимпийских маскотов, вызванный тем, что Владимир Путин высказался за один из талисманов, а Дмитрий Медведев усомнился в справедливости голосования. Чуть ли не предвыборная подоплека на руку будущим продавцам тотемов: один только оргкомитет Олимпиады рассчитывает заработать $40 млн, продавая лицензии на использование символики.
В новой "промоакции" засветился Роспатент. На прошлой неделе он опубликовал заключение, в котором мотивирует свой отказ зарегистрировать водочный товарный знак "Володя и медведи". "Существует возможность восприятия данного обозначения российским потребителем как обыгрывания имени и фамилии первых лиц государства или имени (действующего премьер-министра) и политической партии "Единая Россия" (в ассоциативной привязке к ее символу — в виде медведя)",— говорится в документе, размещенном на сайте ведомства. Заподозрив заявителя в желании заработать на громких именах Путина и Медведева, оно пресекло эту попытку, хотя заявитель и лепетал что-то про распространенность имени Владимир и сказку "Маша и медведи".
За подобным решением либеральная общественность могла бы усмотреть руку Кремля, который проводит политику не только через судью Данилкина, но и через Роспатент — чтобы не допустить насмешки над властью, пусть и невинной. В пользу этой теории говорит факт, что Роспатент не отказывал в регистрации водке "Путинка". Хотя ее название не интерпретируешь иначе, как обыгрывание известной фамилии, иронии в нем нет.
Особый привкус "Володи и медведей" в том, что отказ в регистрации лишь формальность. Товарный знак уже зарегистрирован на Украине, водку беспрепятственно экспортируют и продают в российских магазинах. Раскрутка нового водочного бренда средствами обычного маркетинга стоит несколько десятков миллионов долларов. Политический скандал с сознательной или нет помощью Роспатента, вероятно, дешевле.
Принадлежат "Володя и медведи" компании "Винэксим", которая, по совпадению, владеет и "Путинкой". Кстати, "Путинка" свое державное название отработала по полной, став второй по продажам водкой России. Понятно, что марка своим успехом обязана популярному политику, но и он сам, похоже, только выигрывает от упоминания своей фамилии на каждой витрине. Хотя пресс-служба премьера заявляла о недопустимости использования светлого имени в коммерческих целях, к самим коммерсантам санкций не применяли. В случае с "Володей и медведями" неизвестно, смогут ли они приумножить славу первых лиц государства, но сам бренд, безусловно, извлечет выгоду из синергии.
"Винэксим" уже прогнозирует, что продаст за год 1,5 млн дал "Володи". Для премиум-сегмента, к которому относится эта водка (цена в рознице за 0,5 литра — 180 руб.), это очень смелый прогноз, по мнению экспертов, даже нереалистичный. Однако выгодным проект будет, даже если продажи окажутся раз в десять ниже.
Одобряют ли на самом деле соседи по тандему рекламный креатив "Винэксима"? Ответа нет, да он и не так важен. Эффект скандала от властного мнения не зависит. Изгнанная с позором из "Единой России" Анастасия Волочкова подверглась обструкции на федеральных телеканалах — и все равно популярна. Прозорливая балерина даже заранее поблагодарила телевизионных начальников за то, что они делают ей биографию. Потеряв зрителей "Первого", Волочкова перешла на BBC. И журнал New Yorker пишет: пострадав от заместителя главы администрации президента Владислава Суркова, "русский черный лебедь" отправилась охотиться на сурков в Самаре.
В общем, отличный способ раскрутки — потасовка с государством. До тех пор, конечно, пока оно дерется не больно.