Проанализировав состояние розничной торговли FMCG в Челябинске и Челябинской области, аналитики ИА INFOline пришли к выводу, что в регионе не хватает магазинов в формате «у дома». Здесь приходится всего 0,76 магазина на 10 000 жителей. Эксперты также отмечают, что в регионе средний уровень насыщенности гипермаркетами — 6, 41 объектов на 1 млн. жителей, уровень насыщенности супермаркетами также средний – 2,47 объектов на 100 000 челябинцев.
Не смотря на обострившуюся конкуренцию между федеральными и местными сетями в Челябинске и Челябинской области, лидером по объему выручки в регионе является местная компания "Молл", которая развивает мультиформатную сеть "Молния".
В Челябинске сложилась уникальная ситуация — в 2008 г. доля сетевой торговли оказалась ниже, чем по области в целом, отмечают эксперты INFOLine. В 2008 г. данный показатель по городу составил 20,9%, по сравнению с 2007 г. произошло снижение доли сетей на 6,7%. Аналитики отмечают, что снижение доли сетевой торговли в Челябинске произошло во-первых, в связи с массовыми закрытиями сетевых магазинов в регионе. Так были закрыты все объекты сети "Гроссмарт", "Незабудка", "Полушка" (Уфа) и "Смак", во-вторых, с большим количеством неудачных сделок M&A, которые произошли в 2007-2008 гг., когда сторонние ритейлеры выкупали местные сети, но не смогли обеспечить их эффективность, в-третьих, в 2008 г. произошел значительный рост оборота розничной торговли в целом по городу, а сетевые компании не смогли обеспечить подобного темпа роста выручки.
Среди главных особенностей челябинского ритейла эксперты выделяют более динамичное развитие современных форматов в сравнении с развитием магазинов у дома и дискаунтеров. В регионе также наблюдается высокая конкуренция между федеральным и местными ритейлерами на рынке области в целом. Аналитики отмечают, что, не смотря на уход с рынка региона большинства межрегиональных сетей, в 2009 г. высокий уровень конкуренции между местными и федеральными ритейлерами сохранится.
Федеральные сети Челябинской области выигрывают в формате магазин «у дома», который продолжает свое развитие, несмотря на закрытие около 40 магазинов в 2008 г. В первом полугодии 2009 г. на рынке Челябинской области было открыто около 12 новых магазинов в формате «у дома». Лидирующие позиции в данном формате занимают сети "Дикси" и "Пятерочка", и по итогам 2009 г. компании сохранят свои позиции. По данным исследования «Сети магазинов Челябинска и Челябинской области», увеличение доли магазинов в формате «у дома» по итогам 2009 г. произойдет у сетей "Магнит", сеть в первом полугодии 2009 г. открыла 10 новых магазинов, и "Молния", которая открыла в первом полугодии около четыре новых объекта.
В это же время, эксперты отмечают, что местные сети лидируют в формате «супермаркет». Местная сеть "Молния" является не только лидером в данном формате, но и основным и единственным драйвером его развития. Так в течение 2009 г. сеть открыла пять новых супермаркетов, прочие сети региона новые объекты в этом году не открывали. Второе место по величине доли рынка занимает также местный торговый оператор – ООО "Проспект-А", развивающий сеть "Проспект".
При этом формат «гипермаркет» в Челябинской области в текущем году находится в стадии стагнации, в первом полугодии открытия новых гипермаркетов не осуществлялось, а во втором — вероятность новых открытий не высока. В данном формате в Челябинске успешно работают местные сети "Молния" и "Теорема", которые владеют тремя и двумя гипермаркетами соответственно. Причем, эксперты INFOLine отмечают, что сеть "Молния" активно продолжает свое развитие и в декабре 2008 г. открыла новый гипермаркет, благодаря чему по итогам 2009 г. увеличит свою долю в формате «гипермаркета».