Несмотря на пессимистичные прогнозы в начале года о сокращении объемов рынка стройтоваров, его участники говорят об активности покупателей в летний период.

Еще в начале 2009 г. эксперты и участники рынка предрекали много банкротств среди DIY-сетей и в целом среди игроков стройтоваров. Однако по итогам первого полугодия ситуация на рынке выглядит не так уж плохо, несмотря на то что объемы петербургского рынка сократились на 20-30% по сравнению с аналогичным перидом прошлого года.
‘В начале года прогнозы были более скептическими, чем получилось в действительности. Мы готовили себя к худшему’, — говорит исполнительный директор ООО ‘СТД ‘Петрович’ Виктор Адамов.

Однако из крупных игроков рынок покинула только одна сеть — ‘СантаХаус’, которая активно развивалась на заемные средства.
‘В основном закрываются слабые, не сетевые магазины’, — говорит владелец сети ‘Метрика’ Евгений Лебедев. При этом он отметил, что их уход позволяет ему держать оборот своих магазинов на прошлогоднем уровне.

По словам Адамова, мелкие магазинчики вытесняются сетевыми игроками с более широким ассортиментом и низкими ценами. ‘Но это скорее общий тренд глобализации, на который не повлиял кризис’, — уверен он. В ‘Максидоме’ выручка за первые полтора летних месяца также остается на уровне аналогичного периода прошлого года.

Западные DIY-сети вообще умудрились показать рост. Так, в Castorama (9 гипермаркетов) за первые 5 месяцев 2009 г. объем продаж вырос на 31,8%. Прирост посетителей в магазинах like for like составил 5%. ‘Наша доля на рынке растет, в то время как многие конкуренты чувствуют себя не вполне комфортно’, — говорит представитель ‘Касторама Рус’ Наталия Морозова.
Но несмотря на оптимистический настрой участников рынка, его объем все же сокращается. В первую очередь за счет снижения в 2-3 раза закупок крупных застройщиков. Например, в ТД ‘Петрович’ почти в 2 раза упали продажи общестроительных материалов, таких как цемент и кирпич. ‘А вот материалы, идущие не на строительство, а на ремонт просели ненамного из-за активности частных клиентов’, — отмечает Адамов.

В Castorama также заявили, что растет количество покупателей, делающих ремонт самостоятельно, соответственно уменьшается группа тех, кто привлекает для ремонта бригады. Цена становится ключевым фактором при выборе товаров.

По словам Лебедева, сокращение рынка произошло в двух сегментах: премиум и дешевом. Потребители в этих нишах откладывают покупки до лучших времен. В результате средний ценовой сегмент даже немного окреп.

Ретейлеры отмечают, что в кризис происходит изменение покупательского поведения: растет доля рациональных покупок и уменьшается эмоциональность и импульсивность при покупках. По данным исследовательской компании ‘Комкон’, в покупках 33% петербуржцев, делающих ремонт, не произошло никаких изменений. При этом 56,5% экономят на ремонте, из них 25% вовсе отказались от этой статьи расходов.

В целом рынок стройтоваров Петербурга достаточно закрытый и точных цифр по нему нет. Адамов оценил совокупный оборот строительных баз и сетей в $ 1,5 млрд (минус 20-30% к уровню 2008 г.). В кризис покупатели стали более требовательны к качеству, сократив покупки дешевых товаров.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments