Обувной ритейлер "Центробувь" стал в прошлом году абсолютным лидером по выручке в России среди операторов своего сегмента, следует из рейтинга российских торговых сетей, составленного Infoline и журналом Retailer Magazine. До сих пор эту позицию в России занимала немецкая группа Adidas.
По данным Росстата, товарооборот розничной торговли в России в 2011 году составил 19,075 трлн руб. (+7,2% в товарной массе к 2010 году). Из них на продуктовую розницу пришлось 9,1 трлн руб., оставшиеся 9,9 трлн руб.— на торговлю непродуктовыми товарами. В рейтинге 30 крупнейших по выручке игроков торгового рынка количество продуктовых и непродуктовых сетей равно, следует из топ-30, составленного агентством Infoline и журналом Retailer Magazine (см. таблицу). В прошлом году на долю этих игроков в общей структуре товарооборота розницы пришлось 2,38 трлн руб., или почти 12,5%.
Чуть меньше половины этой суммы (41,3%, или 983,2 млрд руб.) принесла тройка лидеров — X5 Retail Group, "Магнит" и французская Auchan. Их доля в структуре продуктовой розницы составила 10,8%. К концу 2011 года совокупная торговая площадь трех ритейлеров составляла 4,1 млн кв. м (8360 магазинов).
Среди компаний рейтинга самыми быстрыми темпами наращивали торговые площади "Дикси" (на 77,8%, до 405,1 тыс. кв. м, в том числе за счет покупки "Виктории"), DNS (на 58%, до 122,3 тыс. кв. м) и "Центробувь" (на 49,3%, до 227 тыс. кв. м). "Дикси" стала также самой быстрорастущей по показателю выручки, прибавив 59,3% (102,32 млрд руб). Это позволило сети подняться в 2011 году с девятого на шестое место в рейтинге.
"Центробувь" стала вторым по темпам роста выручки ритейлером, впервые попав в список 30 крупнейших. Продажи оператора выросли на 58,4%, до 29,3 млрд руб., что позволило обогнать прежнего лидера в сегменте "обувь" — немецкого продавца спорттоваров Adidas, который, по оценкам, выручил в России 27,4 млрд руб. Глава "Центробуви" Андрей Нестеров считает, что сети помогла хорошо выстроенная логистика (магазины компании расположены от границы с Евросоюзом до Японии) и правильная ценовая политика. "Мы ее определяем исходя из потребностей потребителей, а не из своей себестоимости",— уточнил он.
Медленнее всех росли в прошлом году сети по продаже бытовой техники и электроники "Эльдорадо" и "Техносила", которая сейчас выставлена на продажу. "Эльдорадо" опустилось с шестого на восьмое место рейтинга, показав прирост выручки всего на 7,3%, до 89 млрд руб. "Техносила" выросла на 8,5%, до 23,73 млрд руб., оказавшись на 29-м месте с потерей одной позиции. Владелец ритейлера Михаил Кокорич выделил несколько пунктов, которые не позволили компании развернуться: борьбу с неэффективными точками (закрыто 15 магазинов, планы по развитию на 2011 год сокращены с 20 точек до 10) и упущение основной тенденции рынка — сокращение формата. "Мы продолжали открывать магазины площадью около 2 тыс. кв. м, а надо было — 1 тыс. и меньше, именно это и делали в "М.Видео"",— объясняет он. "М.Видео" выросло на 29,5%, до 111,86 млрд руб., заняв пятое место в общем рейтинге и первое среди сетей бытовой техники и электроники.
Подробные финансовые результаты работы 100 крупнейших розничных сетей России, а также показатели эффективности и динамики рынка будут озвучены на INFOLine & Retailer Russia TOP-100 6 июня в Lotte Hotel.
№ пп | Ритейлер | Торговые сети | Сегмент | Количество магазинов на конец 2011 года | Выручка в 2011 году, млрд руб. | Изменение, % |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | X5 Retail Group | Пятерочка, Перекресток, Карусель и др. | FMCG | 3002 | 452,53 | 32,5 |
2 | Магнит | Магнит, Гипермаркет Магнит, Магнит-Косметик | FMCG | 5309 | 335,7 | 42,1 |
3 | Auchan | Ашан, Ашан-Сити, Радуга, Ашан-Сад | FMCG | 49 | 195 | 9,5 |
4 | Metro Cash & Carry | Metro Cash & Carry | FMCG | 62 | 139,96 | 18,6 |
5 | М.Видео | М.Видео | Бытовая техника | 261 | 111,86 | 29,5 |
6 | Дикси групп | Мегамарт, Минимарт, Дикси, Виктория, Квартал, Дешево, Кэш | FMCG | 1119 | 102,32 | 59,3 |
7 | О`Кей | О`Кей, О`Кей-Экспресс | FMCG | 71 | 93,13 | 12,7 |
8 | Эльдорадо | Эльдорадо | Бытовая техника | 355 | 89 | 7,3 |
9 | Лента | Лента | FMCG | 42 | 84,9 | 20,4 |
10 | Евросеть | Евросеть | Мобильные телефоны | 4789 | 75,1 | 21,2 |
11 | Связной | Связной | Мобильные телефоны | 2821 | 70,12 | 24,4 |
12 | Седьмой континент | Седьмой континент, Наш гипермаркет | FMCG | 155 | 53 | 14,4 |
13 | Leroy Merlin | Leroy Merlin | Строительные материалы | 18 | 50,1 | 29,7 |
14 | IKEA | IKEA | Мебель | 14 | 48,55 | 21,5 |
15 | Группа компаний Спортмастер | Спортмастер | Спорт | 238 | 47 | 42,5 |
16 | Компьютерный центр ДНС | DNS | Компьютерная техника | 350 | 38,7 | 50 |
17 | Spar | Spar, Spar-Express | FMCG | 291 | 32,98 | 15,1 |
18 | Media Markt-Saturn | Media Markt, Saturn | Бытовая техника | 36 | 35,67 | 27,5 |
19 | Элемент-Трейд | Монетка, Монетка Супер, Райт | FMCG | 328 | 31,9 | 24,1 |
20 | OBI | ОБИ | Строительные материалы | 19 | 30,91 | 22 |
21 | Мария-Ра | Мария-Ра | FMCG | 371 | 30,88 | 37,3 |
22 | Real | Real | FMCG | 18 | 29,53 | 15,7 |
23 | Центробувь | Центробувь, Centro | Обувь | 800 | 29,3 | 58,4 |
24 | Группа компаний Холидей | Холидей Классик, Холди, Сибириада,Кораи др. | FMCG | 211 | 29,22 | 23 |
25 | Adidas Group | Adidas и др. | Одежда и обувь | 540 | 27,4 | 30 |
26 | МТС | МТС | Мобильные телефоны | 2460 | 25,7 | 20,1 |
27 | Корпорация Гринн | Линия | FMCG | 24 | 25,63 | 6,3 |
28 | Гиперглобус | Globus | FMCG | 5 | 25 | 12,3 |
29 | Группа компаний Даурия | Техносила | Бытовая техника | 100 | 23,73 | 8,5 |
30 | Детский мир | Детский мир | Детские товары | 150 | 23,01 | 14,9 |