Илья Коноплев, директор ООО "Домашние продукты", и Игорь Кованов, управляющий партнер Falcon Advisers, спикеры Food&Drogerie Retail Russia 2013 (7-8 февраля, отель Балчуг Кемпински) о ситуациях на рынке FMCG и drogerie-ритейла.
Илья Коноплев, директор ООО "Домашние продукты"
— Ситуация на региональном продуктовом рынке. Сдерживающие факторы роста (с какими систематическими сложностями приходится сталкиваться, как бороться?).
— Региональный продуктовый рынок растет. Во всяком случае со стороны ритейлеров и в челябинской области в частности. В Челябинске есть дефицит торговый площадей для всех форматов — и для гипермаркетов, и для супермаркетов, и для «придомовой» розницы.
Город магазинами насыщен слабо и о какой-либо конкуренции между участниками, кроме ценовых игрищ говорить не приходится, но полагаю, что это ситуация временная.
Поскольку наша компания не конкурирует с другими ритейлерами по ценам, мне интересен опыт и любые решения в области сервисов, которые ритейлер может предлагать потребителю помимо непосредственно покупки продуктов и товаров для своего рациона. Собственно, поиск этого опыта и есть основной стратегический вопрос, ответ на который и буду искать на саммите.
— На что делать ставки при инвестировании в интернет.? Почему крупнейшие продуктовые сети не торопятся открывать онлайн-магазины?
— Онлайн магазин — это иная от оффлайн торговли технология и, по сути, является конкурентом оффлайн форматам. При грамотной организации хороший интернет магазин способен заменить еженедельные покупки в гипермаркетах. С одной стороны, запуск онлайн магазина — это каннибализм оффлайн формата при больших затратах, а с другой — это сервис. Я думаю, что у крупнейших игроков еще время. Им и в оффлайне хватает забот роста и управления эффективностью.
У нас в Челябинске есть несколько интернет магазинов продуктов, в т.ч. один, работающих на базе оффлайн сети. Наблюдая за его работой, я в очередной раз убедился, что делать онлайн магазин "придатком" оффлайн бизнеса нельзя, а как самостоятельный проект он требует ой как много ресурсов, причем не столько денежных, сколько человеческих и временных.
Игорь Кованов, управляющий партнер Falcon Advisers
— Как вы оцениваете привлекательность drogerie-сегмента для инвесторов в России?
— Drogerie-сегмент очень привлекателен для инвестиций — рынок огромный, а сильных федеральных игроков не много, можно сказать почти нет. До недавнего времени дрогери сети строились в основном на базе дистрибуции бытовой химии и косметики: «Мак Дак» (Ол!Гуд), «Улыбка Радуги», «Южный Двор». К этому списку можно добавить «Рубль Бум», «Санги Стиль», «Подружка», «7 дней», «Новэкс», «Магнит Косметик» — вот пожалуй исчерпывающи список сетей с количеством магазинов больше 100. Этим объясняется всплеск активности в данном сегменте со стороны профессиональных ритейлеров – «Магнит Косметик», инвестиции Августа Майера и Дмитрия Костыгина в «Улыбку Радуги». Это очень серьезные инвесторы, за плечами которых сотни миллионов долларов. Магнит выйдя на этот рынок в 2011 году уже стал лидером рынка по количеству магазинов (692 магазина на конец 2012 года), и посмотрев историю развития Магнита можно сказать, что это только начало. Слышал от многих игроков рынка о том, что магазины Магнит-Косметик убыточные, плохо сделанные и т.д. — это мантра для самоуспокоения… достаточно посмотреть презентацию результатов Магнита и становится ясно, что даже если и есть какие-то недочеты в формате у Магнита — это очень сильный и опасный игрок (лучшая в России логистика, сильная закупочная мощь и лучшая команда по развитию). «Улыбка Радуги» с новыми инвесторами также продолжает агрессивно развиваться — большие финансовые возможности новых инвесторов + опыт и экспертиза, контакты в рознице, а также инвестиционная смелость делает его также очень сильным игроком. Думаю, что многим региональным лидерам придется непросто с приходом к ним в регион сильных федеральных игроков – таких как Магнит. Большинство из них жили в "тепличных условиях", когда в лучшем случае им приходилось конкурировать с местным игроком. Все поменяется!
— Стоит ли в ближайшем времени ждать появления новых игроков?
— Я не жду появления новых игрок с "нуля". Все давно наблюдают за Магнитом, пытаясь в чем -то его копировать, поэтому я не исключаю появления новых игроков на основе продуктовых сетей, как федерального уровня, так и крупных региональных сетей. Здесь есть определенные синергии между этими бизнесами — логистика, можно использовать излишние помещения магазинов, «сажать» дрогери на высокий трафик продуктовых сетей + закупочная мощь. Слышал про заявления наших соседей из Украины о планах завоевания России, но я думаю дальше разговоров не пойдет.
— Насколько интересен российский рынок для международной экспансии?
— Watson еще в 2005 году приобрел «Спектр» в Санкт-Петербурге, и все ожидали от него дальнейшие покупки и активное развитие, но этого не произошло. Я не жду какой-либо активности от иностранных сетей, не думаю, что к нам кто-то придет — репутация России в мире среди инвесторов не очень высока.