Британская Castorama в 2010 году вдобавок к своему ростовскому гипермаркету строительных материалов планирует построить еще три в Ростове и области. Инвестиции могут превысить 1,9 млрд рублей. Эксперты говорят, что интерес покупателей из-за кризиса вновь частично сместился на стихийные рынки, переживающие второе рождение, и поэтому сроки окупаемости проекта могут растянуться с двух до четырех лет.
Компания Castorama планирует открыть в Ростовской области к 2010 году не менее трех гипермаркетов стройматериалов и товаров для дома формата DIY («do it yourself» — «сделай сам»). Объем инвестиций может составить более 1,9 млрд рублей, рассказали „Ъ“ в компании. Как пояснил „Ъ“ гендиректор ООО «Касторама Рус» Олег Писклов, окончательная сумма будет зависеть от предложений по площадкам для строительства, условий их использования (аренда или покупка) и наличия на них инфраструктуры.
«На юге России нас интересуют не только миллионники (Ростов, Краснодар), но и города с меньшим населением, где анализ рынка подтверждает целесообразность открытия Castorama, — рассказал он. — Сейчас самое удачное время для увеличения доли рынка, так как затраты на строительство уменьшаются».
Господин Писклов опасений по поводу увеличения сроков окупаемости из-за кризиса не испытывает, так как продажи компании растут по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. «Рынок по продаже стройматериалов далек от насыщения. И хотя пока места хватает всем, необходимо учитывать, что конкуренция растет. Сегодня можно говорить об активизации открытых рынков, с которыми как раз Castorama конкурирует более низкими ценами».
Первый гипермаркет Castorama был открыт в Ростове в конце 2008 года. Общая его площадь составляет 14,5 тыс. кв. метров, ассортимент — более 35 тыс. товаров для ремонта и строительства. Его возведение обошлось компании в 660 млн рублей.
Castorama с 2002 года входит в состав британской группы Kingfisher, которая владеет 770 магазинами в странах Европы и Азии, работающими под брэндами B&Q, Castorama, Brico Deport и Screwfix Direct. Сеть Castorama включает 98 магазинов во Франции, 28 — в Италии, 39 — в Польше и семь — в России. Выручка за девять месяцев 2006 года — €9,77 млрд, чистая прибыль — €599 млн. Средний чек покупок в российских гипермаркетах Castorama — 1,5 тыс. рублей. За 10 лет в России компания планирует построить еще 50 гипермаркетов стоимостью от 600 до 1 млрд рублей.
По данным УК «Финам Менеджмент», на долю организованной торговли в Ростовской области приходится примерно 50% рынка стройматериалов и товаров для дома, на крупных игроков — 30%. Объем рынка компания оценивает в $500–600 млн. В формате DIY, кроме магазина Castorama, работают французская Leroy Merlin, шведский «Максидом», московский «Старик Хоттабыч», сильные местные операторы — «Дом», ХДМ-ЮГ. В конце прошлого года открылся гипермаркет сети «Клондайк» (Калининград).
Директор по развитию и PR компании «Клондайк» Мария Добринская рассказала „Ъ“, что за год компания планирует занять около 10–12% местного рынка и построить до 2010 года еще один гипермаркет. По ее словам, несмотря на конкуренцию в Ростове, рынок достаточно емкий, места на нем хватит всем.
Уже построен второй гипермаркет Leroy Merlin, открытие которого намечалось на первую половину 2009 года, но было отложено до июня, а по неофициальным данным — состоится не раньше сентября.
Несмотря на заморозку некоторых проектов и снижение платежеспособного спроса, эксперты уверены, что рынок области остается весьма привлекательным. По словам аналитика УК «Финам Менеджмент» Максима Клягина, усиление позиций в Ростовской области вполне логично, однако снижение спроса может понизить рентабельность проекта и увеличить сроки окупаемости.
С ним согласен управляющий партнер компании MOST Marketing Виктор Ларионов: если до кризиса, по его словам, срок окупаемости составлял около двух лет, то теперь он возрастет до 3,5–4 лет. Часть опрошенных „Ъ“ аналитиков прослеживают сокращение спроса в строительных гипермаркетах, откуда народ уходит вновь на уличные рынки, получившие второе рождение благодаря кризису. Но Виктор Ларионов говорит, многие гипермаркеты воспринимают открытые рынки как своих прямых конкурентов и соответственно строят свою ценовую политику.