Продавцы luxury-товаров, потерявшие за время кризиса до 60% выручки, рискуют не восстановить позиции. Потребителям выгоднее заниматься люкс-шопингом онлайн или за границей.
 
Эксперты, в свою очередь, замечают, что в Петербурге так и не сформировался класс потребителей, для которых потребление роскоши стало бытовой традицией.

Удовольствие

Предприниматели, строящие торговлю люксовыми товарами традиционно, то есть через бутики, не устают повторять, что в их бизнесе для потребителя главное — удовольствие от процесса. Торговцы ждут, что восставший из кризисных проблем вот-вот вернется. И он действительно возвращается за покупками, вот только куда?

Рынок люксовых товаров Петербурга сильнее пострадал от кризиса, чем в других европейских городах. Это объясняется в первую очередь ситуацией в России. Если в мире рынок, по данным исследования Bain&Co, просел на 8%, то в России падение, по разным оценкам, составило 20-40 и даже 60%.

В России падение продаж в сегменте luxury было существеннее, чем в мире, потому что в нашей стране не был сформирован устойчивый круг потребителей предметов роскоши, считает генеральный директор Ассоциации предприятий индустрии моды Мария Сморчкова. Некоторые люди, которые до кризиса могли позволить себе покупать очень дорогие вещи, в кризис довольно легко от них отказались.

В Петербурге круг очень богатых людей уже, чем в Москве, поэтому падение рынка luxury здесь было очень сильным — от 40 до 60%.

Сейчас эксперты отмечают медленное восстановление, однако это скорее ощущения — точных данных по luxury-рынку Петербурга сейчас нет. Ни у какой компании нет денег, чтобы его заказать, говорят аналитики.

Одна из причин плохого самочувствия рынка роскоши — традиционно недостаточно высокий уровень обслуживания в петербургских бутиках.

А в кризис некоторые операторы luxury-рынка еще сократили издержки на обслуживание, что, конечно, сказалось на отношении клиентов, отмечает маркетолог Сергей Славинский. «Люксовый сегмент всегда строился на сервисе, — говорит он. — Зачастую люди совершают очень дорогие покупки только благодаря ему».

Из грязи в князи

Так или иначе, продавцы роскоши в Петербурге потеряли часть клиентов. Значительная их часть стала самостоятельно делать покупки за границей. «Петербуржцы мобильнее жителей других городов, даже москвичей», — констатирует Шорена Джинали, управляющая бутиками Etro, Kenzo и Bosco Family.

«Если есть какой-то бюджет, то выгоднее, красивее, удобнее потратить его ТАМ, а не ходить по Большой Конюшенной по грязи или снегу. Москва выживает за счет того, что, во-первых, сама богаче, а во-вторых, люди из регионов в большинстве своем не готовы лететь за рубеж, а едут в Москву. В итоге Петербург и внешнего спроса не имеет, а внутренний реализуется за счет поездок за рубеж», — считает Николай Казанский, генеральный директор Colliers International.

Однако все большим конкурентом для традиционных бутиков становятся не европейские коллеги, а Интернет: здесь все активнее, не только официальные онлайн-магазины, но и «челноки», собирающие заказы на люкс-товары в Сети.

Денис Белов, владелец магазинов «Макиавелли», считает, что в ближайшие 5 лет до 30% продаж российского ретейла будет в Интернете.

В общем обороте магазинов Дениса Белова продажи через сайт boutique.ru составляют уже 60%. Два года назад эта доля была примерно 20%.

При этом продажи в традиционных бутиках «Макиавелли» на 30-40% ниже, чем до кризиса.

Неверующие

Предприниматели, ведущие бизнес традиционно, по-прежнему убеждены, что люксовые товары в Интернете покупать неудобно.

«Для покупателей люксовых вещей очень важны тактильные ощущения, обстановка, обслуживание, и чтобы все видели, что и где ты покупаешь», — перечисляет владелец сети бутиков Yves Delorme Вячеслав Зайцев. «Рынок luxury — это в первую очередь эмоции, которые невозможно получить при покупках через Интернет», — дополняет вице-президент и совладелец холдинга «Адамант» Евгений Гуревич (развивает ювелирные бутики Korloff, Boucheron и Gavello).

Резервация

Новые бутики на улицах Петербурга почти не появляются. Операторы luxury-сегмента ищут помещения в городе, говорят в компании Astera, но заявок гораздо меньше, чем до кризиса. Активнее всего в городе открываются одежные магазины массового сегмента. В ноябре начнет работать третий магазин H&M в Петербурге, в декабре откроется очередная Zara.

«Нужно в первую очередь учитывать, что Петербург — это город, где H&M и Zara всегда будут пользоваться большей популярностью», — сокрушается Никита Кондрушенко, много лет управлявший бутиком Versace.

Впрочем, полное исчезновение бутиковому бизнесу в Петербурге не грозит, но, возможно, он может повторить судьбу виниловых пластинок, аудитория потребителей которых хоть и элитарна, но ничтожно мала. «Если все-таки откроется ДЛТ, то, конечно, все сконцентрируется вокруг Большой Конюшенной. Это логично и для города достаточно. Резервация? Да, но это нормально. Luxury-торговля не должна быть везде, должно быть одно понятное место. Невский слишком дорог, Старо-Невский немножко неудобен», — считает Николай Казанский.

Оптимизм по поводу luxury истаял

Никита Кондрушенко, бывший управляющий бутиком Versace:

У меня был некий оптимизм по поводу перспектив luxury-рынка в России, но за 15 лет он истаял. И мне, откровенно говоря, жаль тех, кто настроен оптимистично, считая, что рынок будет быстро восстанавливаться.
 

Самая главная проблема заключается не в специфическом пути развития собственно бизнеса роскоши, а в очень специфическом российском потребителе, его специфическом менталитете.

Наш потребитель не очень хорошо обучается. То, что он видит со стороны, к сожалению, не меняет качество его потребностей.

В России потребление в luxury-сегменте все еще носит исключительно демонстративный характер, в отличие от Европы и Америки.

У нас не сформирован тот класс, для которого потребление люкса и роскоши является бытовой традицией. Это кардинальное отличие, и оно очень сильно влияет на структуру рынка.

Те, кто сейчас работает на рынке, говорят, что у них все отлично. Но они исходят из того, что сегодня вечером положили в карман. Эта сумма их устраивает. А я обычно думаю о том, что будет через 5 лет. Я вижу потребителя и знаю его детей. Меня интересует, какой клиент вырастет из них, и у меня не много оптимизма на этот счет.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments