РБК провел исследование отчетности российских компаний за три года – с 2011-го по 2013-й год – и получил потрясающий результат. Как минимум удвоили объем продаж свыше 1200 российских юридических лиц, выручка каждого из которых в 2013-м превысила 3 млрд рублей. Да, среди этих компаний есть новые производственные единицы иностранных холдингов и госпредприятия, накачанные государственным же заказом, но все же большинство из них – частные фирмы.

Примечательно также, что большой рост показывают компании из самых разных отраслей – от розничных сетей и производителя профнастила до сетей медицинских клиник и оператора топливных карт. Традиционные лидеры роста вроде "Яндекса" и Mail.Ru Group присутствуют в рейтинге, но не на первых позициях, а еще один признанный чемпион, "Магнит", и вовсе не дотянул до попадания в "РБК-30".

В рейтинге представлены различные секторы экономики, но почти на две трети он состоит из компаний, работающих в розничной торговле и строительстве. И здесь масса нюансов. Лидер, "Росинжиниринг", за три года увеличил выручку в 12 раз, до 71,8 млрд рублей, благодаря государственным заказам. Из 120 его объектов 109 – спортивные. Он специализируется на строительстве горнолыжных курортов ("Волен", "Сорочаны" и др.). Пик заказов пришелся на подготовку к Олимпиаде в Сочи (лыжно-биатлонный комплекс, 13 канатных дорог протяженностью 26,5 км, системы искусственного снегообразования и сооружения инженерной защиты).

Другой пример – небольшая строительная компания "Металлимпресс" (28-е место). Фирма не получает крупных госконтрактов, но год за годом увеличивает число подрядов от частных заказчиков. Строит гипермаркеты и распределительные центры для "Магнита", заводы для иностранных инвесторов.

Еще больше различий между розничными сетями. В рейтинг "РБК-30" попали классические продуктовые сети вроде "Дикси" (шестое место) и компании "Холидей" (11-я позиция). Есть и другая модель, по которой строит бизнес "Бэст Прайс" (четвертое место). Магазины ее сети Fix Price продают около 2 тыс. товаров – от пилочки для ногтей до десерта со сгущенкой – по фиксированной цене 39 рублей. Под управлением компании более 1,5 тыс. магазинов, выручка за три года выросла почти в 9 раз, до 27,4 млрд рублей. Магазины уральской сети "Красное & Белое" в народе называют алкомаркетами, в ее каталоге свыше 140 товарных позиций водки. Бизнес, как к нему ни относись, успешный: за три года продажи увеличились в 3,7 раза.

Несмотря на то что продуктовые, особенно региональные, сети по-прежнему динамично растут, их догоняют продавцы одежды и обуви. В нынешний рейтинг вошли две одежные сети – Modis (№ 22) и Zolla (№ 27), в следующем году их будет больше. Особый случай – магазины детских товаров, да и вообще весь бизнес, так или иначе построенный на детях, переживает бум. Выручка группы "Мать и дитя" (ведение беременности и роды) увеличилась за три года в 2,8 раза, однако даже такой результат не позволил ей попасть в наш рейтинг. А рост продаж с 6 млрд до 15,6 млрд рублей обеспечил сети "Дочки-Сыночки" 30-е место в списке. Через год в нем могут оказаться еще несколько сетей детских товаров и дистрибьютор игрушек.

Кто действительно удивил, так это попавшие в рейтинг нефтяники. Казалось бы, отрасль давно поделена между государством и крупными частными холдингами, созданными в ходе приватизации. И тем не менее появляются новые интересные игроки. Благодаря запуску нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан в Иркутской области образовался независимый нефтяной кластер, и сразу два предприятия – Иркутская нефтяная компания (ИНК, № 2) и "Дитэко" (№ 7) – попали в рейтинг. Добыча ИНК за три года выросла в 6 раз, выручка – в 9 раз, до 64,4 млрд рублей. Суммарная выручка 30 компаний по итогам 2013 года превысила 1 трлн рублей. Это сопоставимо с объемом продаж одного "Сургутнефтегаза", но мы продолжаем верить в частный сектор, который нередко растет вопреки действиям государства.

Ближайшие годы могут стать испытанием для российской экономики, которую подстерегают стагнация и кризис. Впрочем, сами предприниматели говорят, что кризис – лучшее время для создания нового бизнеса. Значит, нас ждут новые имена в будущих рейтингах быстрорастущих компаний.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments