Российский ритейл, несмотря на экономическую нестабильность в стране, продолжает рост. По данным исследований рынка труда, до конца года федеральные сетевые компании откроют более 3,5 тысяч новых магазинов, что потребует привлечения 4 тысяч управленцев различного уровня. Быстро растущая отрасль открывает перед региональными топ-менеджерами из многих отраслей большие карьерные возможности, но при этом сталкивается с проблемой подбора людей. О том, как обстоят дела в Ярославле, мы спросили у Сергея Выдрина, директора Северо-Восточного дивизиона федеральной торговой сети "Пятёрочка", демонстрирующей самые высокие темпы развития в сегменте "магазинов у дома".

— Сергей, с чем связан активный поиск управленческих кадров в сеть в регионах?

— В 2013 году федеральная сеть "Пятёрочка" запустила масштабную программу обновления, и с тех пор мы выросли фактически в два раза. Каждую неделю в стране открывается в среднем 30 новых "Пятерочек". Взрывной рост компании в регионах привел к образованию новых территориальных подразделений в нашей торговой сети: так с 1 июня текущего года образован новый дивизион с центром в Ярославле. Несмотря на то, что мы находимся в самом начале пути, планы у нас амбициозные: в ближайшие два года планируем удвоить количество магазинов в дивизионе, параллельно будем открывать распределительные центры и выстраивать в регионе цепочки поставок. Естественно, это подразумевает не только большой набор линейного персонала в магазины или в будущем на склады — сейчас нам в большом количестве нужны руководители.

— Мировая практика показывает, что лучшие менеджеры вырастают внутри компании…

— Абсолютно согласен. Мы уже с вами говорили о том, как быстро мы растем. Темпы и скорость нашего развития и расширения идут по нарастающей. Быстрее, быстрее и еще раз быстрее.  Поэтому нам требуется выращивать кадры как внутри, так и набирать со стороны. И кстати, совсем необязательно из сферы ритейла. Сейчас увеличивается доля тех, кто приходит в компанию из банковской отрасли, строительства, девелопмента.

— Неужели так сложно найти руководителя? Есть предложение с вашей стороны, есть рынок труда, но при этом вы ощущаете нехватку кадров. Или у вас слишком специфичные требования?

— Не буду останавливаться на высшем образовании, опыте управления, желательно территориально распределёнными подразделениями – это не только требования нашей компании. Нам очень важна высокая мобильность кандидатов на руководящие позиции. Зачастую с выходом в новые регионы и формированием новых подразделений мы набираем команды из полностью релоцированных руководителей. К примеру, в нашем Северо-Восточном дивизионе первая линейка укомплектована управленцами из других городов. Нам принципиально важны способность и желание человека выйти за пределы традиционной иерархической структуры управления, ведь большинство региональных компаний живут пока в менталитете "есть только один начальник, который и говорит, что делать, наказывает или милует". А люди, которых мы ищем в компанию, особенно на руководящие должности, должны уметь работать в матрице. Это означает, что у тебя есть непосредственный руководитель и есть руководитель функциональный. На это непросто перестроиться людям, которые работали в структуре стандартной. Нужно уметь находить баланс между функциональными бизнес-процессами, задачами, рамками и ограничениями, заданными из центра, и задачей региона, его особенностями и спецификой. Матричная система позволяет сбалансировать бизнес-процессы в большой географически распределенной компании и решать задачи как минимум в двухмерном пространстве, видеть проблемы как минимум с двух точек зрения и принимать взвешенные решения.

— В такой структуре насколько руководители на местах свободны?

— Если каждый магазин, кластер или дивизион будет жить по своим правилам, мы не сможем обеспечить нашим покупателям одинаковый уровень сервиса в Москве или, например, в Тутаеве. В "Пятёрочку" вы можете прийти в любом регионе и встретите единые стандарты магазина, начиная от визуализации торгового пространства и заканчивая сервисом для покупателей. Но при этом на любом уровне управления есть возможности для принятия решений, так как в каждом регионе есть свои покупательские предпочтения, на прилавках должна быть продукция местных поставщиков. Каждый магазин в каком-то смысле уникальный в части его планировки, расположения и т.д. Как раз знать особенности региона — и есть первоочередная задача руководителя  в конкретном регионе (директора кластера), именно поэтому ему и переданы полномочия в части операций (руководство деятельностью магазинов региона), развития (у директора кластера есть возможность принятия решения по открытию нового магазина), персонала, эксплуатации, безопасности. Если бы компания работала только по инструкциям "сверху", мы бы уже давно остановились в росте. (Врез: Кластер – основная территориальная единица торговой сети "Пятерочка", в которую объединены 30-80 магазинов. Соответственно, директора кластеров – это руководители на местах, в задачи которых входит организовать четкую работу большого коллектива, работать в условиях многозадачности и высокой степени автономности. Они решают на месте не только вопросы, связанные с открытием и работой магазинов, но и вопросы взаимодействия с властями, поставщиками, подрядчиками). Кстати, ищем мы не только директоров кластеров, нам нужны руководители и менеджеры в разных функциях: операции, закупки, развитие, логистика.

— Кстати, ваша собственная биография является примером удачной смены сферы деятельности.

— До прихода в "Пятерочку" я почти 15 лет работал в металлургической отрасли. Руководил многими направлениями, в том числе инвестиционной деятельностью, проектами слияния и поглощения, маркетингом и продажами, логистикой, управлял территориально удаленными как в России, так и за рубежом подразделениями. В мае 2015 года я пришел  в "Пятёрочку", где начал с позиции директора кластера – стажера. Мне как человеку не из ритейла стажировка дала возможность увидеть "Пятерочку" изнутри. Начал с изучения процессов в магазинах: с работы грузчика и продавца-кассира до директора магазина. Стажировка как раз и позволила получить тот опыт, которого у меня не было.  Я последовательно прошел все шаги до уровня директора кластера и по завершении стал руководителем нового кластера в Центральном Дивизионе (Москва и Московская область).

— Вы не только поменяли сферу, но и решились на переезд…

— Не на один переезд, хочу заметить. За истекший год я работал в Москве директором кластера, в Питере — операционным директором, а сейчас работаю на позиции директора дивизиона в Ярославле. Это третье изменение локации за год.

— Для таких кардинальных перемен нужны веские причины. Что вас вдохновило и вдохновляет работать в "Пятёрочке"?

— Потенциал, скорость, развитие и люди.  Люди, в хорошем смысле сдвинутые на нашей компании и отрасли. Каждую неделю мы открываем по всей стране до нескольких десятков новых магазинов, реконструируем старые, улучшаем показатели. И имеем при этом сумасшедшую вовлеченность людей в результаты, процессы, стремление сделать лучше и еще лучше, быстрее, больше и качественней. Развитие происходит в режим "он-лайн", то есть если делаешь правильные вещи – видишь результат уже завтра.

В нашем дивизионе сегодня работает 6500 человек, но до десятки мы добежим очень быстро. И я просто хочу сказать тем, кто мечтает о драйве, масштабных и интересных задачах, амбициозных целях и вознаграждении за их достижение, приходите. Мы ждем желающих все это проверить!

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar