Планы правительства Москвы по замене киосков прессы представляют угрозу для столичных распространителей печатных СМИ. Об этом написал в Мосгордуму Алексей Федотов, гендиректор компании "Столичная пресса", которая является одним из крупнейших игроков этого рынка. По прогнозам Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), объем продаж прессы в Москве снизится на 30–40%.
Согласно идее департамента, в столице появятся киоски нового формата — их боковые стороны будут отданы под рекламу. Месторасположение этих новых киосков выбрано с учетом спроса на рекламу. Среди рекламных фирм проведут конкурс на право поставить такие объекты на 10 лет. Собственники будут сдавать их в аренду распространителям прессы. По оценкам столичных властей, сменить формат должны около 2 тыс. киосков прессы из 2,8 тыс. имеющихся.
"Реализация предложенной департаментом [СМИ и рекламы правительства Москвы] концепции представляет угрозу рынку печатных СМИ столицы, — утверждает в письме (есть в распоряжении "Известий") Федотов.
По его мнению, аукционы для рекламных фирм приведут к приходу на рынок распространения СМИ незаинтересованых в его развитии игроков.
— Новая концепция вызывает на рынке панику, — заявил "Известиям" председатель правления АРПП Александр Оськин. — Рекламисты будут получать киоски в собственность и сдавать их в аренду дистрибуторам. Продажи прессы, по нашим оценкам, упадут минимум на 30–40%, а арендные платежи приведут к удорожанию периодики.
По расчетам Алексея Федотова, "владелец киоска за 10 лет не окупит расходы на его приобретение и эксплуатацию за счет арендной платы от распространителей и доходы от размещения рекламы". В этой связи, уверен Федотов, собственник будет неизбежно изыскивать способы увеличения доходности, в том числе за счет увеличения арендной платы.
Замруководителя департамента СМИ и рекламы Москвы Юлия Казакова подчеркнула, что властям важно сохранить цены на прессу.
— Предполагается в 2014 году за счет инвесторов, в том числе рекламного сообщества, без затрат из городского бюджета и без дополнительных затрат со стороны издателей и распространителей, заменить объекты печати в городе на современные киоски с возможностью размещения рекламы "сити-формата", — сообщила она.
По словам Казаковой, в аукционах могут принять участие не только представители рекламного сообщества, но, при желании, и издатели, распространители. Однако глава АРПП Оськин предполагает, что дистрибуторы не смогут тягаться с рекламными агентствами на конкурсах.
Исполнительный директор ИД "Собеседник" Сергей Цыганов напомнил, что окончательное решение о форме проведения аукциона на размещение новых моделей киосков печати в Москве не принято.
— Любая инициатива всегда подвергается критике, у разных игроков рынка — разные интересы. Было бы гораздо хуже, если бы департамент СМИ и рекламы Москвы был пассивен и ничего не делал в отношении киосков печати, как это происходит в других регионах, — отметил он.
Цыганов считает, что инициатива правительства Москвы нацелена не только на обновление киосков, но и увеличение их количества. Однако пока киосков больше не становится. Главный редактор газеты "Мой район" Алексей Синельников отмечает, что их число снижается.
— По пути на работу исчезли штуки три, кажется. Они были расположены очень удобно, на оживленной дороге — остановился, купил. Не знаю, чего уж тут больше. То ли мэрия борется за снос киосков вообще, то ли старается сделать так, чтобы водители не останавливались где попало и не создавали пробок. Не растерять бы только в угаре реформ саму прессу, — заявил Синельников.