Книжная сеть намерена открыть в каждом крупном городе Северо-Запада магазины формата "Парк культуры и чтения". Такие магазины отличает увеличенная площадь и ассортимент, а также площадка для проведения мероприятий. В компании сетуют на многолетнее уменьшение количества читающих россиян и хотят вернуть интерес к книгам.
Торговая сеть "Буквоед" планирует вывести свой формат магазинов "Парк культуры и чтения" за пределы Петербурга, рассказал "ДП" гендиректор компании Денис Котов. В апреле откроется магазин этого формата в Петрозаводске, а в ближайшие несколько лет "Парки культуры и чтения" появятся почти во всех крупных городах Северо-Запада, среди них Калининград, Вологда, Череповец, Псков, Великий Новгород, Сыктывкар, Мурманск, Нарьян-Мар.
Формат "Парк культуры и чтения" от стандартных магазинов сети отличает увеличенная площадь (1-2 тыс. м2), площадка для проведения мероприятий и расширенный ассортимент. Инвестиции в открытие таких магазинов составляют 15-25 млн рублей. Таким образом, совокупно на запуск магазинов большого формата в регионах Северо-Запада "Буквоед" собирается потратить около 160 млн рублей.
Читают мало
"Кризис чтения носит долгосрочный характер, сокращается количество читающих людей. Мы конкурируем с телевизором, Интернетом и алкоголем за время наших читателей. С алкоголем уже меньше, а вот с Интернетом беда полная", — пессимистичен Денис Котов.
По словам руководителя "Буквоеда", компания намерена открывать в крупных городах Северо-Запада "культурные пространства" для популяризации книжной культуры. В регионах книжная инфраструктура развита слабо, особенно в таких городах мало книжных магазинов, поясняет Денис Котов.
За прошлый год сеть "Буквоед" пополнилась 24 магазинами, в этом году ретейлер намерен открыть еще 30-40 точек, преимущественно они появятся в регионах СЗФО. В Петербурге новых точек "Буквоед" открывать уже не будет. Сейчас сеть насчитывает 124 магазина, из них 80 открыто в Петербурге. Рост продаж в магазинах "Буквоеда" Денис Котов оценивает в 15-20% ежегодно. По книгам в экземплярах идет падение продаж уже несколько лет.
В топе дети и бизнесмены
По словам Дениса Котова, одним из драйверов роста "Буквоеда" в этом году будет интернет-торговля, динамика роста в этом канале продаж составляет 40%, сейчас доля продаж компании через интернет-магазин оценивается менее чем в 10%. Как отмечает топ-менеджер, продажи книг сейчас относительно стабильны, на общем фоне незначительно растет деловая и детская литература.
Помимо книг к растущей категории Денис Котов относит и "не книжный" ассортимент, это в "Буквоеде" товары для хобби, сувениры и подарки. В ассортименте их менее половины, а в продажах на такие товары приходится более 50%. С 2008 года "Буквоед" является частью объединенной розничной сети "Читай-город — Новый книжный — Буквоед", в числе ее совладельцев гендиректор и основной владелец издательской группы "Эксмо-АСТ" Олег Новиков.
По данным ГК "Финам", в 2016 году объем книжного рынка в России составил около 47,5 млрд рублей (без учета закупок бюджетными организациями, объема неструктурированных продаж, электронных книг). Совокупный же объем рынка составил около 73 млрд рублей. В сравнении с прошлым годом снижение составило 1,5%. Российской рынок непосредственно офлайновых книжных магазинов за 2016 год составляет около 33 млрд рублей, этот рынок стабилен. На долю СЗФО приходится 13% рынка продаж книг, отмечает финансовый аналитик "Финам" Тимур Нигматуллин.