О перспективах омниканальности, развитии интернет-продаж и потребностях торговых сетей в ИТ-технологиях рассказал Евгений Ананьев, директор по дистанционной торговле "Максидома" в новом разделе RETAILER.ru "Розничный бизнес-2020".
— Каким Вы видите свой розничный бизнес через пять лет? Как изменятся магазины внутри?
— За последние десять лет рынок торговли очень сильно изменился. Еще пару лет назад большинство наших граждан не верили в покупку товаров в интернете (кроме книг и CD). А сегодня все мы с легкостью приобретаем билеты, автозапчасти, одежду, обувь, ювелирные изделия и многое другое. Даже крупнейшие ретейлеры еды уже укрепились в интернете и изучают перспективы рынка в части доставки товаров из своих супермаркетов.
Поэтому сегодня самая главная идея, которую мы уже активно воплощаем в жизнь, — омниканальность продаж. Мы верим, что наш магазин будущего — это синергия офлайна и онлайна. Магазины — это место, где клиент всегда может потрогать товар, почувствовать его преимущества и купить. Наша витрина в интернете — это площадка, где покупатель может прийти и совершить покупку, если в магазине мы его не подвели к этому решению.
Параллельно мы используем интернет для знакомства с новыми потенциальными клиентами и предлагаем купить товар сразу, или же прийти в магазин и там принять решение о покупке. Мы активно экспериментируем и будем продолжать развивать оба канала, так как нам не важно, куда пришел покупатель, главное — чтобы он остался с нами навсегда. А для реализации поставленной задачи уже есть интернет-магазин, скоро появятся мобильные приложения и мобильная версия сайта, очевидно с хорошей стимулирующей к покупкам программой лояльности. В офлайне наше приложение позволит рекомендовать клиенту покупки (изучать его интересы), осуществлять навигацию в магазине, считывать штрих-коды и многое другое. Может, когда-нибудь и рекламные ТВ научим делать персонифицированное обращение к покупателю и продвигать лучшие товарные предложения.
Все эти направления планируется реализовывать на фоне усиления нашей роли как федерального игрока. Мы планируем ускорить доставку и доставлять быстро, качественно и недорого. Не думаю, что сможем уже в ближайшее время испытывать дроны-беспилотники для этих целей, как делает Amazon, или телепортацию, но сотрудничество с лидерами рынка экспресс-доставки нам обеспечено. Все лучшее в дом: быстро, качественно, клиентоориентированно — вот наши девизы на ближайшие пять лет.
— Как с Вашей точки зрения будет развиваться рынок? Планируете ли вы выходить на уровень международной торговли?
— Рынок станет гораздо более структурированным и консолидированным. Уже сейчас мы видим сформировавшихся лидеров. На среднем уровне региональные игроки явно будут укрепляться и консолидироваться, рынок становится все более прозрачным и цивилизованным. Тяжело будет тем, кто испытывает серьезную долговую нагрузку, потому что процесс уже запущен, а кризис ее только увеличивает. Остальные оптимизируются и будут развивать следующий уровень — расширение продаж без открытия магазинов, с увеличением доли региональных интернет-продаж. Интерес федеральных игроков рынка к интернет-каналу растет из года в год. У многих продавцов он уже достиг показателя в 10% и представляет серьезную долю бизнеса.
С мировым рынком сложнее — пока у нас нет перспектив открытия физических магазинов вне России. Однако мы не исключаем тестовые проекты с международными площадками — с так называемыми маркетплейсами с целью продажи национальных товаров. Да-да, нам есть что предложить нашему покупателю истинно российского производства.
— Как развивалась компания в прошлом, 2015 г.?
— На фоне сложной ситуации в экономике мы видим для себя потенциальные возможности в развитии — в прошедшем году мы открыли два новых магазина: весной в Екатеринбурге и осенью в Самаре. По итогу наши торговые площади приросли почти на 20%. Мы еще подводим итоги и анализируем финансовые результаты 2015 г., но уже сейчас можем отметить высокий рост интернет-продаж в структуре выручки компании. За год этот показатель вырос более чем в два раза, и от месяца к месяцу мы наблюдаем лишь ускорение его роста.