Сергей Горьков, руководитель отдела автоматизации продовольственной розницы «1С-Рарус»:

До кризиса ритейлеры делали основную ставку на комплексное управление торговыми сетями. Решения, позволяющие провести комплексную автоматизацию бизнеса с нуля и поддержать его развитие, были, и в данный момент остаются, наиболее востребованными на рынке.
Позиционирование нашего программного продукта именно в этом ключе позволило нашей компании до 2010 г. занять около 17% рынка автоматизации предприятий продовольственной розницы. На тот момент нами было автоматизировано более 80 торговых сетей из 500 активных участников рынка. Нашими самыми крупными «докризисными» проектами были внедрения в федеральной сети «Вестер», калининградской сети «Семья», хабаровской «Восток-Запад», волгодонской  сети «Артемида Дон».
Крупные ритейлеры, так или иначе, определились с выбором ERP ещё до кризиса и в последние несколько лет имели возможность накопить достаточное количество статистики, чтобы оценить свои системы с точки зрения точности и возможности для анализа данных.
2010-2011 гг. ИТ-компании, в том числе и наша, открыли для себя совершенно новый сегмент рынка  — небольшие региональные сети, которые под давлением конкуренции ощутили потребность в автоматизации. Если говорить о перспективах в этом сегменте, то, с одной стороны, количество заказчиков будет снижаться за счет поглощения мелких сетей более крупными. С другой стороны, продолжит расширяется количество небольших компаний, почувствовавших необходимость в более серьезном управлении.
Сейчас основные тенденции автоматизации – удешевление обслуживания готовых систем и инфраструктурные технологии. К инфраструктурным технологиям можно отнести, в том числе, и сервисы, позволяющие сделать более эффективным и контролируемым процесс общения контрагентов между собой. Это актуально, как для крупных ритейлеров, которые уже внедрили ERP и сейчас занимаются оптимизацией бизнес-процессов, так и для небольших сетей, которым инфраструктурные технологии помогут минимизировать затраты на автоматизацию бизнеса.
В 2011 г. «1С-Рарус» занималась развитием инфраструктурного сервиса – «Мониторинг инфраструктуры розничного предприятия» на основе концепции — «М2М» (Machine-to-Machine). Сервис позволяет в разы уменьшить нагрузку и на персонал, и на оборудование.
Также тенденцией 2010-2011 г. стали проекты в области внедрения систем лояльности. Ритейлеры обращают особое внимание на накопительно-расчётные системы скидок, которые позволяют сетям сделать еще один шаг на пути к персонализации услуг по отношению к покупателям.
Электронный документооборот – еще одна из перспективных технологий автоматизации торговли, призванная заменить и упростить бумажную волокиту, обеспечить дополнительный контроль над работой контрагентов. Исходя из этих потребностей заказчика, мы развиваем сервис электронного документооборота «1С-Сеть».
Снижение стоимости проектов в период кризиса произошло за счёт передачи части услуг внутренним ИТ-службам торговых сетей. На наш взгляд, такой шаг оправдан на коротком промежутке времени, например, в кризис. Помогая сэкономить в этот период, мы поддерживали подобный подход. Но долгосрочный характер эта тенденция не имеет, так как ИТ-сфера требует постоянного развития, что легче и дешевле осуществить посредством работы с профессиональным интегратором.
В целом, значительного снижения стоимости ИТ-проектов в период кризиса не было. Однако ритейлеры изменили само отношение к подобным проектам и стали рассматривать автоматизацию бизнеса не как расходы, а как способ экономить и зарабатывать. Это подтверждается статистикой наших продаж в период кризиса: если в 2008 г. мы открывали 20-25 магазинов в месяц, в 2009 г. – более 30, то в 2011 г. – более 40.
Кризис многому научил и ритейлеров, и автоматизаторов. Мы стали уделять особое внимание бюджетным внедрениям, предоставлять рассрочки по оплате, ориентируясь на результаты проекта. С внедрением инфраструктурных технологий появилась возможность разделить финансирование между торговой сетью и поставщиком.

* На правах рекламы

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments