Смартфоны Samsung продолжают взрываться. В начале месяца компания объявила об отзыве из продажи 2,5 млн Galaxy Note 7 с неисправными аккумуляторами, но на днях в руках у владельца загорелось устройство из новой партии. 25-летний житель Китая Хуэй Ренджи получил лёгкие ожоги пальцев и повредил свой MacBook.

Массовый отзыв смартфонов обойдётся Samsung Electronics в $1 млрд — это около 5% чистой прибыли, которую компания рассчитывала получить по итогам 2016 года. За неделю после начала этой программы акции производителя подешевели на 10% — более чем на $20 млрд.

Samsung Electronics тут же стала объектом насмешек. В социальных сетях шутят, что вместо очков дополненной реальности компании следует дарить покупателям смартфонов огнетушители. Как нельзя кстати пришлись сообщения, что начала взрываться и другая техника корейской компании — стиральные машины.

В последние дни акции производителя отыгрывали падение, но лёгким испугом он всё равно не отделается — например, аналитики, опрошенные Reuters, оценивают долгосрочный имиджевый ущерб более чем в $200 млрд. Главный бенефициар этого — Apple, единственный конкурент Samsung Electronics в высоком ценовом сегменте рынка смартфонов.

Никто из крупных производителей чего угодно не застрахован от производственного брака, но даже если товар угрожает жизни клиентов, компании иногда до последнего тянут с отзывом миллионных партий. Например, прямо сейчас разворачивается скандал вокруг японской компании Takata, крупного производителя автомобильных подушек безопасности (только в США ими оборудовано более 120 млн машин), которые, как ни странно, тоже вдруг начали взрываться. Если Takata обяжут отозвать всё, что она произвела, ей придётся потратить порядка $24 млрд. В этом случае кейс Takata займёт первое место в неформальном списке самых дорогих отзывов товаров в истории. Пока этого не произошло, "Секрет" рассказывает о его действующих участниках.

Volkswagen и его Дизельгейт — $18 млрд (2015 год)

В сентябре 2015 года выяснилось, что автомобильный гигант намеренно оборудовал модели с дизельными двигателями программным обеспечением, которое занижает показатели выброса вредных веществ. Репутационный удар был настолько сильный, что это дело, по аналогии с Уотергейтом, тут же начали именовать Дизельгейтом.

На отзыв 11 млн машин в разных странах и другие расходы, обусловленные скандалом, концерн уже заложил $18 млрд. Большая часть суммы, $10,03 млрд, пойдёт на погашение судебных претензий автовладельцев. Вполне возможно, потери будут ещё больше. Совокупная сумма иска, поданного инвесторами Volkswagen, — более $9 млрд.

Опасный препарат компании Merck — $9,6 млрд (2004 год)

В 2004 году после пяти лет продаж на американском рынке обезболивающего препарата Vioxx немецкая компания Merck была вынуждена его отозвать — клинические испытания показали, что лекарство повышает риск сердечных приступов. Только из-за остановки продаж фармкомпания потеряла $725 млн. Но это было только начало.

В 2008 году обнаружилось, что в Merck узнали о побочных эффектах лекарства ещё во время первых испытаний, но в отчётах, представленных Управлению по продуктам и лекарствам США, об этом не сказали. По некоторым оценкам, это умолчание унесло жизни более 55 000 человек.

Прямую вину Merck в смертельных случаях не доказали, но судебные разбирательства обошлись ей примерно в $8,9 млрд. Большая часть денег ушла на оплату исков по судебным разбирательствам: $6,75 млрд — в 2007 году, $58 млн — в 2008-м, $950 — в 2011-м, $1,06 млрд — в 2016-м.

Замок зажигания в машинах General Motors — $4,1 млрд (2014 год)

В 2014 году General Motors пришлось отозвать более 30 млн машин по всему миру — из-за неисправности замка зажигания двигатель глох во время движения. Звучит безобидно, но, по некоторым оценкам, этот брак унёс минимум 77 жизней. С августа 2014 года компания получила почти 5000 претензий от пострадавших, более 200 из них признала убедительными и зарезервировала на выплаты $400 млн.

Как выяснилось, производитель обнаружил дефект ещё в 2004 году, но только девять лет спустя он признал его публично, после того как причина одной из аварий получила официальное подтверждение. Топ-менеджмент не только скрывал неисправности, но и увольнял работников, которые указывали руководству на риски. Об этом СМИ рассказал один из бывших сотрудников компании, отвечавший за оценку качества машин.

Резиновые коврики в автомобилях Toyota — $3,2 млрд (2009 год)

Японский автогигант регулярно попадает в новости из-за скандальных возвратов своих машин. Самым громким стал отзыв более 10 млн автомобилей в 2009–2011 годах — в авариях тогда погибли 37 человек. Причиной инцидентов были обычные коврики, которые цеплялись за педаль акселератора и мешали управлению, а также залипание самих педалей.

Компания надеялась, что эти ошибки обойдутся ей в $2,1 млрд. Но в 2012 году суды заставили Toyota заплатить ещё $1,1 млрд.

С тех пор Toyota отзывала продукцию с рынка ещё несколько раз. Только в 2016 году она вернула 3,37 млн автомобилей — из-за проблем с системами контроля выбросов и с подушками безопасности. Но на этот раз счёт потерь идёт всего лишь на десятки миллионов долларов.

Шины Firestone во внедорожниках Ford — $3 млрд (2000 год)

В начале 2000-х многочисленные автокатастрофы с участием джипов Explorer обошлись Ford и японскому производителю шин Bridgestone (на американском рынке — Firestone) в миллиарды долларов. Власти заставили производителей заменить 6,5 млн покрышек, когда получили подтверждение, что именно они были причиной аварий, в которых погиб 271 человек.

Ответственность легла на плечи обеих компаний, так как производственные стандарты на шины устанавливал Ford. Это обстоятельство позволило Bridgestone настаивать на том, что она ни в чём не виновата. В результате партнеры разорвали деловые отношения, длившиеся почти сотню лет.

Чтобы хоть немного смягчить удар по своей репутации, Ford решил отозвать с рынка вообще все шины Firestone. Этот жест обошёлся ему в $3 млрд.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments