Лишь 11% крупных компаний, работающих в России, оставят своих сотрудников без ежегодного бонуса по итогам 2009 г., показывают результаты мониторинга Pyndex, проводимого Pynes Group. 74% опрошенных компаний либо уже выплатили бонус, либо собираются это сделать.
Среди компаний, решивших не оставлять сотрудников без ежегодной премии, опять же большинство — 68% — намерены выплатить его в полном объеме и всем, кому он обычно положен. Остальные сокращают либо круг сотрудников, имеющих право на бонус, либо объем выплат, либо и то и другое. Интересная деталь: если уж российские компании решают отменить бонусы, то всем сразу — в отличие от иностранных, которые для сокращения расходов делают премиальные выплаты более дифференцированными.
«Слава богу, у большинства российских компаний хватило ума и денег, чтобы не отказываться от бонусных программ», — говорит Сергей Львов, гендиректор российской консалтинговой компании Axes Management. Кризис — это война, считает он: если на войне сказать сотрудникам, что еще и платить им будут меньше, они не поймут. Львов знает примеры российских компаний, которые в середине года скорректировали планы в сторону понижения, чтобы они стали более адекватными, а у сотрудников появилась возможность получить годовой бонус.
Опрошенные «Ведомостями» компании по большей части результаты Pyndex подтверждают.
В ТНК-BP никаких изменений в методиках начисления бонусов не было с 2003 г., рассказал ее представитель. Именно тогда в компании была построена прозрачная и понятная система вознаграждения персонала. Ежегодный бонус сотрудника зависит от результатов компании, результатов подразделения, в котором он работает, и его индивидуальных достижений. Система настолько прозрачна, что во многих производственных подразделениях сотрудники и менеджеры могут рассчитать размер годового бонуса самостоятельно, говорит он.
В ГК «Связной» бонусы по итогам года запланированы, рассказывает директор по организационному развитию Вера Елисеева. И у продавцов, и у менеджеров, для которых действует бонусная программа. Но вот об их размерах говорить пока рано.
Они зависят от финансовых результатов года, которые будут подведены к концу I квартала 2010 г.
А в компании «Эльдорадо» бонус по итогам 2009 г. уже рассчитан, сообщил директор по персоналу Руслан Ильясов. Но только получило его меньшее число сотрудников и объем выплат был меньше, чем в прошлые годы. Под программу ежегодного премирования в компании подпадают менеджеры высшего и среднего звена. Бонус каждого из них зависит от индивидуальных и корпоративных ключевых показателей эффективности (КПЭ). Сильнее всего на бонусах в этом году сказалась EBITDA, отметил Ильясов.
В компаниях, входящих в холдинг «Профмедиа», бонусы за 2009 г. будут выплачены только при превышении плановых финансовых показателей, в частности EBITDA и FOCF (свободный денежный поток), говорит вице-президент по правовым вопросам и корпоративному развитию «Профмедиа» Ольга Паскина. В 2008 г., чтобы получить бонус, достаточно было выполнить план.
В 2009 г. «Яндекс» укрепил рыночные позиции, отметил представитель компании. Поэтому большинству сотрудников в декабре было выплачено дополнительное вознаграждение. Причем размер бонусного пула оказался даже выше, чем закладывали в бюджет. Годовые премии, по словам представителя, получают сотрудники всех подразделений. При их начислении учитываются как личные, так и командные достижения. Суммарно по итогам 2009 г. в качестве бонуса сотрудники «Яндекса» получили даже больше, чем годом ранее.
В МТС годовой бонус отменять никто не собирается, рассказала представитель компании. Но решение о размерах бонусов будет принято после подведения итогов 2009 г. — в марте — апреле 2010 г. При оценке труда сотрудников МТС учитываются не только результаты компании, но и результаты основных конкурентов. В зависимости от должности за каждым сотрудником закреплен набор КПЭ — корпоративных (в том числе финансовые результаты), функциональных и индивидуальных. У менеджеров высшего и среднего звена размер бонуса больше зависит от финансовых показателей, у рядовых сотрудников — от выполнения индивидуальных задач. Такого порядка выплаты квартальных и годовых бонусов компания придерживается уже несколько лет. Если ориентироваться на прошлые периоды, то общая сумма бонусных выплат по итогам 2009 г. может быть примерно такой же, как в 2008 г., но не выше, прогнозирует представитель МТС.
От планов выплаты годового бонуса не отказались и в «Вымпелкоме». Основное условие выплаты премий по итогам года — это достижение сотрудником индивидуальных целей и достижение компанией целей корпоративных, отметила пресс-секретарь компании Ксения Корнеева. Итоги 2009 г. пока не подведены, поэтому по тем программам, где премирование привязано к результатам операционной деятельности компании за год, премии пока не выплачивались. Но те сотрудники, результаты которых оцениваются на квартальной или полугодовой основе, премии по итогам разных периодов 2009 г. уже получали, рассказала Корнеева.
Бонусы сотрудникам начислены, сообщили сотрудники «Магнита» и Новороссийского морского торгового порта.
Говорить о том, что компании выходят из кризиса, пока рано, считает Галина Березовская, руководитель проекта Pyndex. Но ясно, что работодатели вновь готовы вкладываться в персонал, говорит она. 34% проявивших щедрость компаний видят одну из главных целей на ближайшие полгода в том, чтобы «повысить эффективность, снизить издержки на персонал». Столько же планируют «оптимизировать бюджет на управление персоналом (без изменения фонда оплаты труда)», «реорганизовать и оптимизировать структуру компенсаций», «оптимизировать организационную структуру компании». Лишь 32% не ставят перед собой никаких антикризисных целей.
Кто сказал
В мониторинге Pyndex приняли участие 96 российских и иностранных компаний. Данные собирались по состоянию на февраль 2010 г.