В прошлом году рынок бытовой техники и электроники просел на четверть. В этом году ритейлеры намерены частично отыграть падение, увеличив продажи на 15%. Особые надежды они традиционно возлагают на декабрь: рост оборота ожидается на уровне 30—35%. Потребители накануне Нового года охотно поддержат торговые сети. Согласно опросам, каждый третий россиянин мечтает обнаружить под елкой ноутбук или мобильный телефон.
В конце 2010 года участники российского рынка бытовой техники и электроники настроены оптимистичнее, чем годом ранее. Тогда, например, Discovery Research Group прогнозировала, что по итогам этого года рынок останется на уровне 2009 года либо вырастет не более чем на 5%. Сейчас рост ожидается уже в пределах 12—15% по сравнению с прошлым годом, рассказал РБК daily представитель Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов.
Правда, даже 15-процентный рост не позволит производителям и торговцам полностью оправиться от прошлогоднего провала продаж, когда в зависимости от категории товара спрос сократился на 20—25%. Больше всего он упал на товары длительного потребления, такие как холодильники и стиральные машины. По объему продаж 2009 год был сопоставимым с 2006 годом, отмечает г-н Гуськов.
В течение 2010 года рынок набирал обороты, и за девять месяцев прирост продаж составил 7,2% по сравнению с тем же периодом прошлого года, отмечают аналитики «ГфК-Русь». Наиболее успешными оказались результаты третьего квартала, когда объем российского рынка превысил уровень самого успешного в прошлом году четвертого квартала. Это говорит о выходе из кризисного периода, считают в агентстве. Особенно выросли продажи ноутбуков и нетбуков, цифровой техники, коммуникаторов, букридеров и цифровых телевизоров, говорит г-н Гуськов.
Третий квартал 2010 года стал переломным для ритейла, соглашается PR-менеджер «М.Видео» Антон Пантелеев: «Вернулся покупательский оптимизм, вырос спрос на кредиты. Уже к августу мы зафиксировали возвращение кредитных продаж на докризисный уровень — 20%. А в некоторых регионах в период проведения акций уровень продаж в кредит достигает 60%».
В «Эльдорадо» тоже довольны 2010 годом. Выручка компании за девять месяцев выросла почти на 15%, до 68,3 млрд руб. (с НДС), продажи сопоставимых магазинов увеличились на 20%, средний чек — тоже на 20%, говорит руководитель по связям с общественностью «Эльдорадо» Сергей Павлов. По его словам, доля продаж в кредит вернулась на докризисный уровень: «Осенью этот показатель составлял порядка 24% при отсутствии масштабных кредитных предложений».
Если покупатели сохранят традиционный интерес к покупкам техники в новогодний период, то 2010 год в целом будет вполне успешным, считают в «ГфК-Русь». Россияне готовы поддержать рынок: каждый третий (34%) мечтает получить на Новый год что-то из бытовой техники и электроники, показал опрос MasterCard. Особенно это касается москвичей: каждый второй опрошенный хочет новый мобильный телефон или ноутбук (46%).