На протяжении последних 4 лет рынок факторинга показывал хорошую динамику, и аналитики относили его к числу наиболее перспективных услуг финансового рынка. Однако прошедший год внес существенные коррективы в финансовый рынок в целом и факторинг в частности.

Год ожиданий
Пока одни игроки банкротились или сворачивали факторинговые программы, другие наращивали доли рынка. Близка к процедуре банкротства факторинговая компания «Еврокоммерц», считавшиаяся одним из лидеров рынка. В портфеле компании оказалось много высокорисковых активов. Банк «Траст» продал свое факторинговое отделение ВТБ, который решил создать дочернюю структуру для оказания факторинговых услуг.

«Для рынка факторинга 2009-й стал годом ожиданий и нереализованного потенциала — ни отмена лицензирования, ни появление новых игроков не оказало фундаментального влияния на российский факторинг, который показал свою зависимость от внешней среды, — говорит Александр Чекрыгин, руководитель проекта factorings.ru. ― При этом участники рынка не изменили тому оптимизму в оценках, который демонстрировали в предыдущих опросах».

По данным Ассоциации Факторинговых Компаний (АФК), по итогам 9 месяцев 2009 года первое место на рынке занимает «Промсвязьбанк», второе — Национальная Фаткоринговая Компания (НФК), а третье — банк «Петрокоммерц». Объем рынка за 9 месяцев прошлого года составил 215 млрд руб., что на 36% больше, чем показатель первого полугодия 2009 года. По итогам года объем рынка факторинга может составить 320 млрд руб., что составляет около 53% от прошлогоднего совокупного оборота рынка.

Виталий Орехов, управляющий ростовским филиалом «Национальной Факторинговой Компании»:
— Если верить сообщениям ряда представителей сетевого ретейла (а именно эта категория дебиторов в 2009 году стала одной из основных в портфелях дебиторов факторинговых компаний) за декабрь объем продаж товаров народного потребления вырос существенно, что может несколько повысить ожидаемый объем рынка факторинга в 320 млрд руб.

Состояние рынка в продуктовом разрезе принципиально не изменилось — на внутренний факторинг с регрессом приходится около 77%, на внутренний факторинг без регресса порядка 13%, доля внутреннего факторинга без финансирования (управление дебиторской задолженностью) составляет  9%, а на международный факторинг приходится  1% . Несущественная доля безрегрессного факторинга объясняется слабым уровнем развития инфраструктуры и системы управления рисками большинства игроков рынка.

Андрей  Огурцов, генеральный директор филиала Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV):
― Банкротство крупных игроков в полной мере отражает общую ситуацию на рынке факторинга: он действительно сократился и по объему сделок, и по количеству игроков ― приблизительно вдвое. Наименее защищенными оказались независимые факторинговые компании, испытавшие в конце 2008-го — начале 2009 года острый кризис ликвидности, с которым не смогли справиться. В более защищенном положении оказались факторы, аффилированные с банками и имевшие достаточно ресурсов для продолжения деятельности.

Игорь Пятигорец, управляющий ростовского филиала «Промсвязьбанка», утверждает, чторынок факторинга в России стал преимущественно банковским, поскольку в отсутствии источников фондирования факторинговые компании оказались не в состоянии предоставлять своим клиентам средства в полном объеме.

Из-за проблем с ликвидностью с рынка ушли мелкие и средние организации, а специализированные факторинговые компании прекратили свою деятельность. Особенно данная тенденция характерна для региональных рынков. Если в начале 2008 года факторинг предлагали около 200 банков и компаний, то год спустя не более 30 организаций.

Жесткий отбор
Чтобы выжить, факторинговым компаниям пришлось совершенствовать свой риск-менеджмент и корректировать бизнес-стратегию. Как и банки, факторы стали более тщательно отбирать клиентов.

Виталий Орехов:
— Кризис, безусловно, замедлил рост рынка факторинга, как и большинства отраслей, развивавшихся в последние годы такими же темпами, демонстрируя двукратный прирост за каждые 12 месяцев. Однако, как ни парадоксально, в этом замедлении заложено как текущее оздоровление, так, смею надеется, и будущее. Участники рынка, опасаясь потерь, закрутили гайки, ужесточив требования к клиентам и уступаемой дебиторской задолженности, что неминуемо должно было привести к системной перестройке внутренних бизнес-процессов.

В то же время, по мнению Андрея Огурцова,факторинг открылся для многих новых клиентов в виде выгодного средства оперативного финансирования в условиях, когда получить кредит в банке было очень сложно. С другой стороны, выросла стоимость этих ресурсов (как и кредитных в целом), резко ухудшилось качество дебиторской задолженности, еще больше затруднив привлечение факторингового финансирования.

Виталий Орехов, управляющий ростовским филиалом «Национальной Факторинговой Компании»:
— С начала кризиса возрос уровень кредитных рисков и рисков мошенничества клиента. В первом случае это произошло за счет общего снижения платежной дисциплины в экономике, связанного со снижением платежеспособного спроса. Во втором случае это связано с ограниченным доступом к кредитным ресурсам, и компании вынуждены изыскивать не совсем законные способы получать финансирование. Рост рисков привел к тому, что мы вынуждены еще более тщательно проверять как клиентов, так и дебиторов, а это требует больших временных и трудовых инвестиций.

Лакомые сегменты
Несмотря на нелояльное отношение ретейла к факторинговым компаниям, поставщики «сетевиков» наиболее привлекательны для финансирования. По словам Виталия Орехова, вокруг продуктовых сетей сейчас развернулась жесткая конкурентная борьба. Таким компаниям предлагаются более низкие процентные ставки. Кроме того, как наиболее интересные с точки зрения финансирования эксперты называют сегменты бытовой химии, отделочных материалов и оптовую торговлю.

Виталий Орехов:
— Компании, работающие в этих сферах, наименее подвержены риску, способны обслуживать кредиторскую задолженность, оплачивать аренду, выплачивать зарплату, получать доход. Компании этих отраслей в наименьшей степени пострадали от падения платежеспособного спроса. 
С другой стороны, строительство, металлургия и машиностроение являются наиболее рискованными с точки зрения не только факторов, но и банков, лизинговых компаний. Потенциальные клиенты, конечно, есть и здесь, но это единичные случаи.

Андрей Огурцов:
― Если раньше большую часть в портфелях составляли крупные промышленные предприятия, то в 2009-м акцент сместился в сторону небольших производителей товаров массового спроса (в основном пищевых), накопивших дебиторскую задолженность со стороны ретейлеров. Уверен, что этот сегмент останется наиболее привлекательным для факторов и в наступившем году, хотя раньше, при наличии  более крупных и прибыльных клиентов, ему уделялось гораздо меньше внимания.

Неплохие перспективы
По мнению экспертов, тенденции, сформировавшиеся в прошлом году, сохранятся и в текущем. Ситуацию на рынке будут определять риск-менеджмент и тщательное стратегическое планирование. Конкуренция вокруг ликвидных компаний пойдет на убыль, и факторам придется обратить внимание на другие более рискованные сегменты.
Ряд событий, произошедших 2009 году, может положительно повлиять на развитие рынка факторинга. Консолидация факторов в Ассоциацию Факторинговых Компаний также поспособствует развитию: теперь у факторов появилась площадка для обсуждения своих насущных проблем, регулирования внутрикорпоративной этики, общения с различными государственными органами.

Виталий Орехов считает, что все будет зависеть об общеэкономической конъюнктуры:
— В целом можно прогнозировать рост рынка порядка 10% в 2010 году. Хотелось бы отметить положительный эффект от еще большей консолидации игроков рынка в рамках Ассоциации Факторинговых Компаний и еще более четкое понимание важности такой организации участниками рынка. Отрадно, что АФК сконцентрировала свою активность на наиболее важных проблемах рынка, как то участие в изменениях в законодательстве, имеющем отношение к факторинговой деятельности; банковское регулирование факторинговой деятельности; взаимодействие факторинговых компаний с крупными торговыми сетями.    

Андрей Огурцов:
― Начиная с IV квартала прошлого года на рынке появились первые признаки оживления со стороны как клиентов, так и субъектов факторинга. Коммерческий оборот между компаниями действительно начал расти, отражаясь и на оборотах факторингового рынка. Определенную роль в стимулировании этой отрасли сыграла и отмена лицензирования, расширившая круг компаний, которые могут предоставлять такие услуги. Одним словом, в 2010 год факторинговые компании входят с большими надеждами на рост количества клиентов и сделок.
Оживление экономики, наметившееся во втором полугодии, оказало позитивное влияние на размер факторинговых тарифов — с 30% в начале года они снизились до 20% к концу года.

Игорь Пятигорец:
― В 2010 году стоимость фондирования для факторов будет снижаться, в связи с этим ожидается дальнейшее снижение факторинговых тарифов для клиентов.
За рубежом доля факторинга в ВВП отдельных стран достигает 13–16%. Доля факторинга в обороте сетевого ретейла ― 40–60%. В России оборот факторинга в 2008 году составил 1,45% от ВВП, около 14% от оборота ретейла. Следовательно, рынок факторинга в России будет расти и развиваться в русле общемировых тенденций. В 2010 году мы ожидаем рост рынка на 20%, удвоения числа клиентов российских факторов, появления нескольких новых игроков.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments