Какие бы хитрые способы ни использовали розничные продавцы, чтобы приманить потребителей, результат сейчас зависит не только от них. Покупательские настроения — вещь непредсказуемая. Особенно если речь идет о покупателях российских и о кризисе. Прошлой осенью, когда он бушевал уже по всему миру, фонд «Общественное мнение» не постеснялся задать своим респондентам вопрос: «Как вам кажется, мировой кризис уже начался?» И не зря, оказывается, спросил. Дело было в конце сентября — российские биржевые индексы упали больше чем вдвое, проблемы «КИТ Финанса», Связь-банка, «Глобэкса» были у всех на виду, но в общей сложности 31% опрошенных заявили, что кризис «еще не начался, но скоро начнется» или «в ближайшее время вообще не предвидится». Не надо думать, что оставшееся большинство осознавало, что происходит. Догадывались лишь 29%. Остальные затруднились с ответом — вряд ли это говорит о понимании.

Покупательское поведение тогда вполне соответствовало наивной вере «авось пронесет». Расходы домохозяйств продолжали стремительно расти. В массовом сознании произошел странный перекос. Люди не то чтобы совсем ни о чем не догадывались. Уже тогда, в середине осени, резко упал спрос на новогодние туры — люди как будто предчувствовали, что в январе им будет не до поездок. Но пока, пользуясь тем, что понимание еще не пришло, удовлетворяли потребности в прежних масштабах. Наивно вели себя и ритейлеры, особенно непродовольственные: не меняли ассортимент в пользу более дешевых товаров. Ждали, когда дорогое просто перестанут покупать.

И вот уже почти дождались. С января рост потребительских расходов домохозяйств стал резко замедляться. В феврале в Петербурге они выросли всего на 12,2% по сравнению с тем, что было годом раньше: это ниже инфляции, то есть первое за много месяцев настоящее снижение. Даже в Москве, где потребители до последнего времени веселились, как на палубе тонущего «Титаника», спрос пошел на спад.

Что дальше? Для розницы проблемы только начинаются, утверждает в своем недавнем исследовании агентство Qualitel Data Services. Российские потребители пока сохраняют прежние привычки. Самый распространенный способ экономии — поискать товар той же марки в другом месте. Следующим этапом, по мнению аналитиков, станет поиск более дешевых товаров других марок. Продавцы, которые первыми сумеют почувствовать этот момент, могут надеяться выйти из кризиса с выгодой.

А иностранные покупатели отсрочек своим продавцам не дают: в Америке, например, в спросе домохозяйств в феврале наметился даже небольшой рост. Это потому, считают некоторые, что тамошние потребители слишком рьяно экономили в прошлом году и теперь получили возможность немного расслабиться. У россиян так уж точно не получится.   

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar