Россияне покупают меньше смартфонов — если и берут, то более дешевые устройства — и снижают затраты на связь. В кризис мобильные операторы делают ставку на брендированные гаджеты с пакетными тарифами на мобильный интернет. У какой компании "большой тройки" наиболее выигрышная стратегия, разбиралась "Газета.Ru".

В России снижается объем продаж смартфонов. По итогам первых трех месяцев 2015 года он сократился на 7% и составил 4,7 млн устройств. Это новая тенденция — раньше популярность смартфонов стремительно росла. В 2014 году в России было продано в 1,5 раза больше смартфонов, чем в 2013 году, — 26,1 млн устройств, согласно исследованию J’son & Partners Сonsulting.

В то же время ухудшающаяся экономическая ситуация сделала популярными более дешевые смартфоны.

Еще в 2014 году низкая цена и широкий модельный ряд так называемых B-брендов позволили им отвоевать себе 53% рынка мобильных гаджетов. В отчете "Связного" указано, что в первом квартале 2015 года этот тренд продолжил набирать обороты: в январе — марте в России было продано 2,45 млн смартфонов B-брендов на сумму 13 млрд руб., что на 14% превышает показатель годичной давности.

Одновременно с этим пользователи гаджетов активно снижают затраты на мобильную связь. По данным Synovate Comcon, за последние четыре года они уменьшились на 114 руб., до 517 руб. в месяц.

В результате обеспокоенные компании "большой тройки" мобильных операторов приняли решение привлекать дополнительную клиентскую базу за счет вывода на рынок брендированных смартфонов с автоматическим подключением к сети и мобильному интернету.

Первые попытки продаж брендированных устройств операторы предприняли еще в 2010 году, и с тех пор доля продаж подобных смартфонов неуклонно возрастала. По данным J’son & Partners, в 2012 году они заняли 1,2% рынка, а в 2013-м — сразу 6,3%. В 2014 году на брендированные устройства приходилось уже 25% всех продаж в салонах операторов.

Представитель МТС Дмитрий Солодовников объясняет, что на сегодня существует два способа продаж брендированных гаджетов. В первом случае дешевый смартфон продается изначально настроенным для работы в сети конкретного оператора. Во втором — смартфон продается с большой скидкой, но клиент также должен докупить определенный пакет услуг, влияющих на конечную цену устройства.

"Таким образом, для операторов продажи подобных гаджетов — в первую очередь средство обеспечения лояльности клиентов и притока пользователей в сегменте мобильной передачи данных", — объясняет "Газете.Ru" ведущий аналитик iKS Consulting Максим Савватин.

По его мнению, рынок брендированных смартфонов будет расти за счет дальнейшего снижения цен на сами устройства и пакетных тарифов на LTE.

Позицию Савватина разделяют и в J’son & Partners. Согласно их прогнозу, к 2019 году общая доля продаж брендированных девайсов в розничных сетях операторов достигнет 93%.


"Мегафон" предлагает залогиниться

Первые брендированные мобильные устройства оператор представил позже основных конкурентов — в середине 2013 года. Смартфоны и планшеты под маркой MegaFon Login изначально продавались по рекордно низкой для рынка цене, что обеспечило повышенный спрос со стороны пользователей. По словам представителей оператора, на сегодняшний день удалось продать более 1,5 млн устройств линейки Login, а вышедший в августе 2014 года планшет MegaFon Login 3 за пять месяцев занял 30% продаж планшетов в салонах оператора. "Семейство Login за счет низкой цены серьезно поменяло структуру рынка, поскольку конкуренты также были вынуждены снижать цену на свою продукцию", — рассказал "Газете.Ru" ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Формировать столь низкую цену "Мегафону", по словам эксперта, позволяет прямое общение с производителем еще на стадии проектирования устройства.

"Мегафон" составляет список необходимых технических требований и через свою дочернюю компанию-интегратора ищет исполнителя заказа на изготовление партии гаджетов. В процессе проектирования и производства исключаются все лишние функции, а затем интегратор привозит устройства в Россию и развозит по точкам. Все это ведет к удешевлению конечной цены продукта", — объясняет Муртазин.

При этом "Мегафон" старается выполнять все свои продукты в едином стиле, локализует их под российский рынок и предустанавливает необходимые приложения, что также ведет к популяризации устройств.

"Однако основная причина низких цен на гаджеты оператора — отсутствие стремления много заработать на продаже самого устройства, ведь основную долю выручки генерирует реализуемая вместе со смартфоном сим-карта", — пояснил эксперт. "Мегафон" в первую очередь делает ставку на крайне востребованные на рынке услуги мобильной передачи данных, — согласен Максим Савватин. — У оператора хорошее LTE-покрытие".

По его словам, переход пользователей на LTE также способствует разгрузке голосовых сетей оператора за счет уменьшения использования 3G-интернета.

МТС и "Билайн" ищут точки роста

МТС с 2010 года реализует брендированные устройства через крупнейшую среди российских операторов розничную сеть, на сегодня насчитывающую более 2,9 тыс. салонов.

При этом у компании представлено сразу несколько линеек смартфонов и планшетов в разных ценовых сегментах и их доля в продажах розничной сети МТС в 2014 году составила 20%.

В то же время продажи LTE-гаджетов, по словам главы розничной сети МТС Арвидаса Алутиса, предсказуемо выросли в 30 раз.

"МТС первым вышел на рынок кастомизированного оборудования. Однако нежелание формировать одну большую линейку товаров привело к потере определенной доли клиентов.

Теперь оператор вынужден искать ответ устройствам конкурентов, так что они закупают схожий по характеристикам гаджет В-бренда и выставляют его в салонах по конкурентной цене", — объясняет Муртазин. Такой подход не позволяет генерировать выручку от продаж самих устройств, поскольку оператором они оригинально закупаются по рыночной цене.

"Однако МТС продает сразу несколько устройств различных производителей в одной ценовой нише, что позволяет диверсифицировать предложение и приводит к росту спроса среди клиентов", — считает эксперт. Савватин также отмечает, что именно широкий модельный ряд смартфонов является основным драйвером продаж. "К тому же они реализуются через самую большую в России розничную сеть салонов и в комплекте опять же идут пакетные тарифы, которые затем и будут генерировать выручку", — напоминает аналитик.

Похожей модели до недавнего времени придерживался и "Билайн". Однако, по словам Муртазина, в 2014 году оператор перешел к прямым закупкам оптовых партий устройств по принципу "Мегафона". Первыми подобными гаджетами стали смартфон "Смарт-3" и планшет "Таб-2". В 2015 году компания также начала продажи "Билайн Про" с поддержкой 4G.

"Билайн" в последнее время пытается нарастить продажи брендированных устройств, но не всегда качественно анализирует рынок. В результате их продукция часто оказывается невостребованной, и на нее приходится снижать цены, а это приносит одни лишь убытки", — считает Муртазин.

По его словам, сегодня компания, по сути, вынуждена покрывать убытки от розничного оборота доходами от голосовых услуг и мобильного интернета.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments