В то время, как крупные операторы развивают собственную розницу, мультибрендовые салоны мобильной связи стремительно преобразуются в сети универсальных точек доступа к различным сервисам и технологиям. Интерес к их возможностям в первую очередь проявляют финансовые организации, которые существенно экономят на развитии собственных офисов.

Рынок сотового ритейла продолжает меняться, все более приближаясь к западному формату торговли, когда сами операторы владеют салонами связи. Тенденция не обошла стороной и Уральский регион. Например, "Мегафон-Урал" намерен к концу 2010 года увеличить количество собственных салонов сотовой связи до 175. Помимо стандартных салонов площадью 30-50 кв. метров, оператор собирается открывать флагманы площадью 70-200 кв. метров. Компания МТС-Урал планирует к концу 2010 года довести количество салонов до 240, включая флагманы (уже работают в Екатеринбурге и Кургане). Собственная сеть фирменных салонов есть и у "Вымпелкома" (торговая марка "Билайн"), хотя он является одним из крупнейших акционеров мультибрендового ритейлера "Евросеть" (владеет 49%). В ближайших планах у оператора открытие флагманских офисов в Екатеринбурге, Перми, Тюмени, Челябинске. Как поясняет региональный директор Уральского региона ОАО "Вымпелком" Дмитрий Киселев, в них будут представлены все виды продуктов компании – сотовая и фиксированная связь, широкополосный доступ в интернет. "Смысл флагманов в том, чтобы пользователь мог прийти туда и получить самую исчерпывающую информацию по вопросам телекоммуникаций. Зачем он покупает такую сложную технику, какие возможности она ему даст", — рассказывает господин Киселев.

Мультибрендовые сети также планируют увеличить свое присутствие на уральском рынке. Например, "Связной" к концу года собирается довести количество салонов до 255. "В 2010 году мы охватывали не только крупные города, но и населенные пункты, где число жителей не превышает 20-30 тысяч человек. Сегодня можно сказать, что мы достигли оптимального количества магазинов и теперь будем стремиться оптимизировать работу каждого центра", — уточняет руководитель отдела по связям с общественностью ГК "Связной" Елена Ноготкова. Уральский филиал "Евросети" сейчас насчитывает около 520 торговых точек. "Главный принцип при выборе места открытия салона — это location (расположение. – "BG"). "Евросеть" на Урале присутствует в населенных пунктах с количеством жителей от 5 тыс. человек. Мы есть там, где инфраструктура не позволяет крупным федеральным брендам оказывать свои услуги, и с помощью нас они могут легко и доступно дотянуться до своего покупателя", — поясняет управляющий Уральского филиала "Евросеть" Кирилл Шибанов.

По оценкам экспертов компании "М.видео", численность салонов сотовой связи может регулироваться из расчета пять-семь магазинов на город с населением от 100 тыс. человек. Кроме того, конкуренцию сотовым ритейлерам составляют крупные торговые сети, продающие электронику и бытовую технику (БТиЭ). Для них телефоны являются одним из основных направлений продаж. "Покупатели, приходя в БТиЭ сеть, знают, что могут купить любую технику, в том числе телефоны", — поясняет менеджер по связям с общественностью компании "М.видео" Антон Пантелеев.

Сотовые ритейлеры признаются, что изменения формата салонов связи неизбежны. По мнению господина Шибанова, он будет меняться в сторону создания максимальной зоны комфорта для покупателей, изменения пространства, появления открытой выкладки товара, применения современный техник мерчендайзинга. "Салон сотовой связи станет своеобразной универсальной точкой доступа к сервисам, технологиям и hi-tech продуктам. Внешне сами салоны станут современнее и просторнее", — считает он. "Проходят времена, когда покупатель мог смотреть на товар только через стекло. Сегодня все популярнее становится открытая выкладка товаров, благодаря которой покупатели могут самостоятельно оценивать товар, изучая его в своих руках", — говорит Елена Ноготкова.

Ритейлеры сейчас пробуют себя в разных форматах. "Евросеть", например, открыла в Москве два гипермаркета электроники. "Связной" внедряет в салонах терминалы "Электронный каталог", с помощью которого любой покупатель может приобрести желаемый товар, который не представлен в данном магазине. Постепенно растет и доля продаж через интернет-магазины. В "Евросети" она сейчас занимает примерно 2% от общего объема продаж Уральского филиала, и по прогнозам господина Шибанова, в следующем году может составить 5%. В "Связном" доля интернет-продаж составляет 1,5-1,8% от розничных продаж. Наиболее активны в online-покупках жители Екатеринбурга и Челябинска. Более 60% продаж через интернет приходится на сотовые телефоны, 12% — ноутбуки, 10% — фототехнику.

Меняется и подход к товарам и услугам. Помимо продажи телефонов и контрактов сегодня сотовые ритейлеры предлагают массу товаров и услуг: разнообразную технику и сопутствующие товары, финансовые услуги — погашение кредитов, денежные переводы, прием платежей, страхование. В "Связном" оборот по денежным переводам вырос более чем в шесть раз, по погашению кредитов — в три раза, кроме того, увеличились продажи полисов негосударственных пенсионных фондов. "Магазины станут более „виртуальными", так как в них можно будет оплатить огромный спектр услуг, уже сейчас доля финансовых платежей в платежном обороте компании практически превышает долю по платежам сотовым операторам. На территории наших магазинов появляются удобные мини-офисы банков, началась продажа товаров по каталогу", — рассказывает Кирилл Шибанов.

Интерес к возможностям ритейлеров, чьи салоны находятся в шаговой доступности, проявляют и сами финансовые организации. Например, на базе "Евросети" в рамках пилотного проекта появляются мини-офисы Альфа-Банка. По оценкам экспертов, выгода очевидна, так как создание обычного офиса банка стоит около $300-500 тыс., а мини-офис обходится в $15-20 тыс. Примечательно, что "Связной" в октябре презентовал собственный "Связной Банк", созданный на базе Промторгбанка. Руководство "Связного" рассчитывает, что в 2015 году банк войдет в топ-10 банков по размеру собственной сети обслуживания (за три года планируется открыть 300 офисов). Кроме того, его услуги будут представлены в салонах ритейлера.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments